КАЛУЖСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

КАЛУЖСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Калужской и Боровской епархии, находится в городе Калуге, на берегу реки Оки. Калужский  монастырь основан в первой половине XVII в., точное время устроения исследователям неизвестно. В 1626 г. по повелению царя Михаила Фёдоровича писец В. Плещеев составил опись города Калуги, но ни Казанская церковь, ни монастырь при ней не указаны. Калужский историк Пётр Алексеевич Трейтер предполагал, что монастырь существовал (первоначально, вероятно, как община) с 1610 гг. Он опирался на данные писцовой книги Ивана Козьмича Бегичева и И. Пчелина 1617 г., в которой упоминался «монастырь у Ильи пророка» в Калуге. Методом исключения П.А. Трейтер решил, что речь идёт именно о Калужском  монастыре: первоначально у сестёр не было своего храма, и они молились в близлежащей церкви пророка Илии. Эта версия косвенно подтверждается сведениями, приведёнными в челобитной третьей настоятельницы (1673 – около 1690 гг.) игуменьи Мариамны (Пальчиковой) и в грамоте патриарха Иоакима от 24 октября 1679 г. В этих документах есть свидетельства того, что после кончины царя Алексея Михайловича соборный калужский протопоп отменил ежегодный крестный ход 17 марта («на Государевы ангелы» – день св. Алексия, человека Божия) в «девич» монастырь Калуги, совершавшийся «лет с пятьдесят и больше». Таким образом, монастырь, как полагают исследователи, существовал и до 1626 г. Но официальное признание обители П.А. Трейтер связывал со строительством около 1629 г. первого монастырского храма в честь Казанской иконы Божьей Матери с приделом во имя св. Алексия, человека Божия, о чём упоминали в челобитных игуменья Мариамна (царю Фёдору Алексеевичу) и игуменья Феодосия в 1692 г. (царям Ивану V и Петру I Алексеевичам). В 1654 г. Калугу посетили Антиохийский патриарх Макарий III и архидиакон Павел Алеппский, который в своих записках упомянул «два величественных монастыря»: один для монахов, другой для монахинь. Царь Михаил Фёдорович жаловал насельниц Калужского  монастыря хлебным, рыбным и иными довольствиями. П.А. Трейтер предполагал, что в его царствование крестный ход из калужского Троицкого собора в Калужский монастырь совершался 12 июля, в день преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя. Исследователи полагают, что у монахинь хранился единственный в городе образ этого святого. При царе Алексее Михайловиче крестный ход совершался 17 марта, а после его кончины был отменён. Впрочем, в ответ на челобитную игуменьи Мариамны патриарх Иоаким в 1679 г. повелел восстановить крестный ход, но перенёс его на 8 июня (день св. покровителя царя Фёдора Алексеевича великомученика Феодора Стратилата). Впоследствии крестный ход из кафедрального собора и ближайших городских церквей в Калужский  монастырь совершался 8 июля (празднование Казанской иконе Божьей Матери). Он упоминается вплоть до 1917 г. В описании Калуги, составленном в 1685 г. воеводой Иваном Полуехтовым, упоминалась каменная Казанская церковь в девичьем монастыре на посаде. Это была одна из первых каменных церквей в Калуге. Небольшой монастырский храм в честь Казанской иконы Божьей Матери (с приделом во имя св. Алексия, человека Божия) – квадратный, одноглавый, «с небольшим сквозным фонарём» – был построен около 1629 г. по указу царя Михаила Фёдоровича.

 



 
PR-CY.ru