КАДЛУБОВСКИЙ Арсений Петрович - Страница 4

Такой подход позже был высоко оценен Георгием Петровичем Федотовым, который отметил: «Исходя как раз из изучения шаблонов, А. Кадлубовский мог в легчайших изменениях схем усмотреть различия духовных направлений, очертить линии развития духовных школ». А.П. Кадлубовскому принадлежат исследования русской литературы XVIII в., размышления о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, Александра Сергеевича Грибоедова, Николая Васильевича Гоголя, Льва Николаевича Толстого. Первой опубликованной работой учёного стала речь, произнесённая на торжественном заседании Историко-филологического общества при Институте князя Александра Андреевича Безбородко в честь 100-летия со дня рождения А.С. Грибоедова и позднее опубликованная (Киев, 1896 г.). А.П. Кадлубовский отметил, что «никто до Грибоедова в русской литературе... не охранял так ревниво свободу творчества от рамок внешней теории». В 1899 г. вышла статья А.П. Кадлубовского, в которой он рассмотрел первое в России печатное руководство по теории поэзии, составленное Аполлосом (Байбаковым) в 1774 г., неоднократно переиздававшееся до 1825 г. В работе 1905 г. «Об источниках ломоносовского учения о трёх стилях» (Харьков, 1905 г.) исследователь писал о том, что заслугой Михаила Васильевича Ломоносова было распространение теории о высоком, среднем и низком слоге на поэзию. В двух статьях А.П. Кадлубовский писал о влиянии Вольтера на русскую литературу XVIII–XIX вв. (СПб., 1907 г.). Анализу религиозно-нравственных идей Л.Н. Толстого была посвящена речь А.П. Кадлубовского, опубликованная вскоре после кончины писателя в 1911 г. Для учёного бесспорны значение творчества Л.Н. Толстого и его роль в формировании нравственного идеала современной жизни, при том что многие идеи писателя А.П. Кадлубовскому были чужды. Мнение о том, что после духовного переворота в творчестве Л.Н. Толстого доминировали «не художественные образы, а религиозная идея», А.П. Кадлубовский доказывает на примерах из романов «Война и мир» и «Анна Каренина». Уже в этих произведениях содержатся идеи, позднее развитые Л.Н. Толстым в форме проповеди. В 1911 г. в Нежине была опубликована речь А.П. Кадлубовского о Н.В. Гоголе, в которой исследователь указал на связь творчества Н.В. Гоголя с западнорусской литературой XVII–XVIII вв. и украинским народным творчеством. Одна из работ учёного – «Галицко-русский вариант сказания о крестнике» (1914 г.) посвящена рассмотрению взаимосвязей между записанной в Галиции легендой о «крестнике Христа» с рассказом Л.Н. Толстого «Крестник». А.П. Кадлубовский пришёл к выводу, что рассказ был написан Л.Н. Толстым под влиянием легенды, опубликованной Александром Николаевичем Афанасьевым; вскоре произведение Л.Н. Толстого было пересказано с некоторыми отступлениями в Галиции и стало частью народной культуры. Последняя научная публикация А.П. Кадлубовского посвящена духовным стихам о Варлааме и Иоасафе. Учёный выделил пять типов произведения, указал, что на самый распространённый вариант стиха оказал влияние «Плач Адама о рае»; в приложении опубликован один из вариантов («северный стих»).



 
PR-CY.ru