КАДЛУБОВСКИЙ Арсений Петрович

КАДЛУБОВСКИЙ Арсений Петрович (1867–1921 гг.) – литературовед, исследователь древнерусской агиографии. А.П. Кадлубовский был незаконнорождённым сыном слависта Петра Алексеевича Лавровского, после смерти отца, который скончался в 1886 г., жил в семье дяди – академика Николая Алексеевича Лавровского (записки Ольги Арсеньевной Кадлубовской, дочери А.П. Кадлубовского, в архиве Лоры Александровны Герд). А.П. Кадлубовский окончил Нежинский историко-филологический институт (1888 г.). В сентябре 1899 г. был принят в Харьковский университет на должность приват-доцента по кафедре словесности. В 1902 г. в Варшаве защитил магистерскую диссертацию «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых». В 1904 г. был избран участником съезда славянских филологов и историков от Харьковского университета, выполнял обязанности секретаря секции. В 1905 г. принял участие в 13-м археологическом съезде в Екатеринославе. С декабря 1906 г. – секретарь историко-филологического факультета Харьковского университета. В 1915 г. переехал в Петроград, читал лекции по истории житий в Петроградском университете. В 1916 г., когда в Перми открылся филиал Петроградского университета, стал первым деканом историко-филологического факультета и первым директором библиотеки, преподавал древнерусскую литературу, обосновал необходимость собирания и изучения фольклорных и этнографических материалов Пермского края. В 1919–1920 гг. был профессором Таврического университета, образованного в Симферополе правительством барона Петра Николаевича Врангеля (наряду с Николаем Калинниковичем Гудзием, Евгением Вячеславовичем (?) Петуховым, Дмитрием Власьевичем Айналовым, Борисом Дмитриевичем Грековым и мн. др.), сблизился с Сергеем Николаевичем Булгаковым и Георгием Владимировичем Вернадским. Скончался и был похоронен в Алуште. Научная деятельность А.П. Кадлубовского началась в 1898 г. в Нежине, где вышло подготовленное им издание Жития Пафнутия Боровского в редакции Вассиана II (Санина). Во вступительной статье исследователь отметил значимость не только исторической основы Жития, но и отразившихся в нём взглядов автора («представления об идеале»). Соглашаясь с мнением Василия Осиповича Ключевского о «шаблонности и однообразии Житий XVI в.», А.П. Кадлубовский отметил, что агиографические тексты «и при однообразии содержания могут служить выражением известного идеала и потому представляют интерес для изучения». Среди важнейших источников Жития А.П. Кадлубовский назвал записку о последних днях преподобного Пафнутия, составленную его учеником Иннокентием, и рассказы о жизни подвижника. А.П. Кадлубовский пришёл к выводу, что автор Жития «останавливается на внешних фактах, внешней стороне жизни и деятельности святого. О внутренней, душевной его жизни, о богомыслии, о стремлении к внутреннему совершенствованию и о внутренних проявлениях благочестия автор не говорит ничего».

 



 
PR-CY.ru