КАДЛУБОВСКИЙ Арсений Петрович - Страница 3

А.П. Кадлубовский рассмотрел 30 текстов (различные редакции Житий Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого, Павла Обнорского, Пафнутия Боровского, св. митрополита Ионы, Иосифа Волоцкого и др.), разделив их на три хронологические группы: относящиеся к периоду ранее деятельности Московского митрополита Макария, тексты эпохи митрополита Макария, более поздние произведения. Изучая Жития, А.П. Кадлубовский стремился «усматривать более или менее ясное отражение мировоззрения, образа мыслей и понятий среды, из которой вышел данный памятник». Исследователь сделал вывод о существовании в Московской Руси различных взглядов на «идеал монашества»: от культа внешнего подвижничества до стремления к внутреннему совершенствованию, от апологии тесного сотрудничества со светской властью до желания сохранить независимость от неё. А.П. Кадлубовский сделал наблюдение о «географических, областных видоизменениях» русской агиографической литературы. Первая позиция, по его мнению, с наибольшей полнотой воплотилась в произведениях, созданных в Центральной России: Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы, Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Троице-Сергиевом монастырях. Другой идеал отразился в произведениях, вышедших из северно-русских и поволжских обителей, главным образом, из Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря и связанных с ним обителей. Исследователь полагал, что стремление иосифлян «к порядку, организации» было востребовано государством и получало поддержку власти. Потому «те идеальные начала, которыми не раз готовы были пожертвовать иосифляне, развиваются... в стороне: противники иосифлян... уходят от очага современной государственной жизни, оттуда, где осуществляются практические задачи, на отдалённый и малонаселённый север, стараясь в тишине служить этим идеалам». Сосуществование течений в русском монашестве исследователь связывал с тем, что они были представлены также в византийской традиции; развитие различных течений монашеской жизни в России было результатом «продолжительного и широкого взаимодействия условий русской жизни с культурными влияниями, шедшими... с византийского и славянского юга». А.П. Кадлубовский подчеркнул значение исихазма для формирования одного из направлений русского монашества; выделил не только общие с византийскими произведениями мотивы в русских Житиях, но и сходные приёмы изложения. А.П. Кадлубовский первым рассмотрел русские памятники агиографии с литературоведческой точки зрения, сделал попытку охарактеризовать в них авторское начало на основе отразившихся в Житиях представлений об идеале монашеской жизни.

 



 
PR-CY.ru