КАДЛУБОВСКИЙ Арсений Петрович - Страница 2

Учёный выделил три группы списков Жития преподобного Пафнутия. Самый известный научный труд А.П. Кадлубовского («Очерки по истории древнерусской литературы житий святых») выходил отдельными выпусками в «Русском филологическом вестнике», потом был защищён как диссертация и опубликован в Варшаве в 1902 г. В предисловии исследователь отметил четыре подхода, которые сложились к тому времени в исследовании житийных памятников: изучение их как литературной формы; определение происхождения «легендарных мотивов»; установление «дидактической направленности» Житий и «религиозно-нравственных воззрений» авторов; выявление исторической основы произведений. Отметив выдающийся вклад В.О. Ключевского в изучение русской агиографии, А.П. Кадлубовский обозначил свой подход к исследованию агиографических памятников: взглянуть «на житие не как на исторический источник, а как на литературный памятник». Задачами А.П. Кадлубовского были: «1) изучение легендарных сюжетов житий и 2) изучение отражаемого ими религиозно-нравственного мировоззрения». Подобно большинству исследователей XIX – начала XX вв., А.П. Кадлубовский был уверен, что «краткие жития составлены из пространных». Первые четыре очерка монографии посвящены преимущественно изучению «легендарных мотивов» и установлению заимствований в русских Житиях из византийских агиографических сочинений, в пятом очерке анализируются «данные для истории идей и взглядов... в житиях XV и XVI в.». В первом («К вопросу о Житии преподобного Авраамия Ростовского»), втором («Великомученик Меркурий Кесарийский и мученик Меркурий Смоленский») и третьем («Св. великомученик Никита и св. Никита, столпник Переяславский») очерках учёный выявил круг византийских Житий, повествовательная модель которых была положена в основу Житий названных русских святых. В четвёртом очерке («Легендарные рассказы Волоколамского патерика») А.П. Кадлубовский обратился к тексту Досифея (Топоркова). Проанализировав Иосифо-Волоколамский патерик, исследователь пришёл к выводу, что «сама форма его представляет продукт сознательного подражания переводным памятникам» (Азбучному, Египетскому, Скитскому патерикам, «Лугу духовному», «Диалогам» папы Римского Григория I Великого). В пятом, самом большом по объёму очерке «Русские жития XV–XVI вв. и современные им направления русской религиозной мысли» А.П. Кадлубовский поставил задачу определить, учила ли агиобиография «каким-либо определённым добродетелям и каким именно; выражает ли она известный религиозно-нравственный идеал и может ли рассматриваться как отражение культурного состояния эпохи».

 



 
PR-CY.ru