КАТЕНЫ - Страница 21

Катенарные фрагменты несохранившихся гомилий Оригена на Книгу Иова не соответствуют латинскому тексту «Трактата на Книгу» Илария Пиктавийского, который обычно считают переводом гомилий Оригена. При идентификации отрывков из сочинений Оригена для исследователей может оказаться полезным сопоставление катенарных фрагментов с текстом латинского комментария на Книгу Иова пресвитера Филиппа (ум. в 455/456 г.), широко использовавшего гомилии Оригена. Корпус катен на Псалтирь является наиболее объёмным и сложным, поэтому было предпринято несколько попыток их классификации. Каталог Каро и Лицмана выделяет 26 типов катен на Псалтирь, тип 27 составляют рукописи, которые исследователям трудно отнести к какому-либо из 26 типов (далее отмечаются римскими цифрами). Список рукописей, приводимых Каро и Лицманом, является далеко не полным и нуждается в дополнении (частично такое дополнение было осуществлено Ришаром и Доривалем). Некоторые типы катен, различающиеся между собой, согласно каталогу Каро-Лицмана, в настоящее время принято объединять в один тип. Так, М. Ришар показал, что тип VI, тип XI и одна рукопись типа XXVII являются одной и той же катеной; что рукопись Исторического музея, которую раньше относили к XIII типу, следует относить к IV типу, а другую (ранее также XIII тип) – к XIX типу. Вторую попытку классификации катен на Псалтирь предпринял Мюленберг. Опираясь на анализ схолий на Пс. 5, 37, 87, он обнаружил, что в различных катенах систематически встречаются одинаковые фрагменты из комментариев одних и тех же авторов. Пытаясь объяснить это явление, исследователь предложил свою классификацию первичных катен (заимствующих материал непосредственно из сочинений цитируемых авторов). Она включает семь типов, обозначаемых заглавными латинскими буквами A–G. Издатель CPG Герард, основываясь на каталоге Каро-Лицмана (с корректировками Ришара), а также на исследованиях Дориваля, выделяет 35 типов, из которых 13 – это первичные катены и 22 – вторичные катены, составленные на основе первичных. Такое деление, по мнению исследователей, имеет ряд недостатков, в частности в том, что касается разграничения между первичными и вторичными катенами, а также между так называемыми катенами двух авторов и катенами многих авторов. Ж. Дориваль более осторожен в заключениях; по его мнению, первичной может считаться катена, составитель которой использовал материал другой катены, но в незначительном объёме, так, что подобное заимствование не повлияло на общую структуру новой катены. Критикуя традиционную классификацию, основанную на противопоставлении катен двух авторов и катен многих авторов, Ж. Дориваль предлагает различать три типа катен в зависимости от конфигурации источников: катены, построенные по модели Прокопия Газского, состоящие из фрагментов комментариев и гомилий разных авторов с незначительным привлечением материала схолий; катены-схолии, составленные на основе палестинских коллекций схолий на Псалтирь; смешанные катены, сочетающие модель Прокопия и модель катен-схолий.

 



 
PR-CY.ru