ИАКИНФ, Бичурин (Пичуринский) Никита Яковлевич - Страница 4

После перевода «Да Цин хуэй-дянь» («Свода законов династии Цин»), составленного в 1818 г. и изданного на китайском языке в 1821 г., Иакинф опубликовал статьи по материалам из указанного источника. В конце 1840 г. издал книгу «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение», а в августе-сентябре 1841 г. закончил работу над «Статистическим описанием Китайской империи», за которую получил ещё одну Демидовскую премию. Последующее обращение к материалам того же свода законов позволило ему в 1848 г. издать очередную книгу «Китай в гражданском и нравственном состоянии» о государственном устройстве, об уголовном законодательстве, о системе образования, общественной и частной жизни, об обычаях и обрядах китайцев. На сочинение откликнулись шесть рецензентов, в том числе Виссарион Григорьевич Белинский. Критик, усмотрев в труде идеализацию политической системы, существовавшей в цинском Китае, тем не менее, признал: «Книга почтенного отца Иакинфа – истинное сокровище для учёных по богатству важных фактов». Исследователи не исключают, что Иакинфу был знаком рукописный перевод «Да Цин хуэй-дянь», выполненный Епифаном Ивановичем Сычевским, членом Пекинской духовной миссии в 1830 гг. Конфуцианству и его обрядности Иакинф посвятил книгу «Описание религии учёных», опубликованную посмертно. Последним фундаментальным трудом Иакинфа стало «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», снабжённое картами. На его подготовку ушло больше трёх лет, причём автор тяжело, с осложнениями переболел холерой в мае-июле 1849 г. Этот труд был опубликован в 1851 г. и удостоен Демидовской премии. Иакинф продолжал писать мелкие заметки и статьи. К концу жизни почти утратил зрение: даже в очках не мог читать журналы, приходившие к нему по подписке. Иакинф был известной фигурой в литературно-общественной жизни России. Десятки его статей были опубликованы в популярных журналах: «Москвитянине», «Журнале Министерства народного просвещения», «Московском телеграфе», «Отечественных записках», «Русском вестнике», «Северном архиве», «Сыне Отечества» и др. Современники называли публикации Иакинфа «украшением российской журналистики». Помимо трудов по востоковедению он переводил поэму Вольтера «Генриада». Общался с А.С. Пушкиным, Иваном Андреевичем Крыловым, Владимиром Фёдоровичем Одоевским, Михаилом Петровичем Погодиным, декабристами братьями Николаем Александровичем и Михаилом Александровичем Бестужевыми, Иваном Ивановичем Пущиным и др. Имел репутацию религиозного вольнодумца. Тяготился монашеским образом жизни, дважды (в августе 1831 г. и чуть позднее) просил о снятии с него монашеского звания, мотивировал это тем, что, исполняя свои должностные обязанности, он не может соблюдать все обеты. Прошения Иакинфа не были удовлетворены. Его последнее письмо М.П. Погодину, написанное, как полагают исследователи, с его слов, было подписано чужой рукой («архимандрит Иакинф»). Иакинф был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии Наук (1828 г.), членом Азиатского общества в Париже (1831 г.). Скончался в монастырской келье Александро-Невской лавры. Похоронен 13 мая 1853 г. на Лазаревском кладбище лавры. Впоследствии на могиле Иакинфа на средства, собранные его сослуживцами по Азиатскому департаменту, был поставлен памятник с эпитафией на китайском языке: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими (его) славу историческими трудами». В 2001 г. в посёлке Кугеси Чебоксарского района был основан музей «Бичурин и современность». Именем Н.Я. Бичурина названа улица в Чебоксарах.



 
PR-CY.ru