ИОАНН ПРЕДТЕЧА, Иоанн Креститель - Страница 11

Фридрих Авемари причисляет Иоанна Предтечу к тем, кто относились к храмовому культу не враждебно, а индифферентно. Однако если в Евангелии от Матфея (Мф. 3:9) и в Евангелии от Луки (Лк. 3:8) отражено отношение Иоанна Предтечи к проблеме завета с Богом и к богоизбранности народа, то на этом основании исследователи готовы предположить, что и к обрядовым заповедям закона Моисеева, в основе которого лежит идея завета, у Иоанна Предтечи отношение было также негативным: если завет с Богом разрушен, то и искупительные жертвоприношения в храме потеряли силу, а значит, остаётся только каяться и ждать прихода Мессии для возобновления завета. Евангелисты сообщают, что народ считал Иоанна Предтечу пророком (Мф. 14:5; 21:26; Мк. 11:32; Лк. 20:6), а некоторые – даже Мессией (Лк. 3:15). В период Второго храма среди иудеев было распространено мнение, что пророки в Израиле исчезли, а те, кто выдают себя за них, являются лжепророками (см.: Пс. 73:9; 1 Макк. 9:27; 2 Вар. 85:3). При этом многие ожидали пришествия эсхатологического пророка (см., например: 1 Макк. 4:46; 14:41). Исследователи полагают, что основой для этих ожиданий служили стихи Втор. 18:18–19: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу». Исследователи полагают, что смысл ожидания пророка был ещё и в том, что без него многие считали невозможным восстановление истинной царской власти в Израиле. Среди наиболее ожидаемых было пришествие пророка Илии. Уже в Мал. 4:5 говорится: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня». Евангелист Марк передаёт предание книжников о том, что «Илии надлежит прийти прежде» (Мк. 9:11; ср.: Мф. 17:10). По словам Иустина Мученика, и в его время раввины учили: «Что же касается Христа, если Он родился и находится где-нибудь, то Он не известен другим и ни Сам Себя не знает и не имеет никакой силы, доколе не придёт Илия, не помажет и не объявит Его всем». По словам Самого Спасителя, Иоанн Предтеча не просто пророк, но «больше пророка» (Мф. 11:9; Лк. 7:26). Он прямо отождествляет его с Илиёй: «Илия должен прийти прежде и устроить всё... Но говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём» (Мк. 9:12–13; ср.: Мф. 11:14; 17:9–13; евангелист Лука приводит слова ангела, явившегося Захарии, что Иоанн Предтеча пойдёт впереди Мессии «в духе и силе Илии» – Лк. 1:17). Служение Иоанна Предтечи является переломным моментом в Священной истории Израиля: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16; ср.: Мф. 11:12–13: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна»). Но при этом Спаситель замечает, что, несмотря на величие Иоанна Предтечи, «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11; ср.: Лк. 7:28). Поскольку после убиения Иоанна Предтечи многие были уверены, что он воскрес (Мф. 14:2; Мк. 6:14, 16; Лк. 9:7), и даже принимали за него Иисуса Христа (Мф. 16:13–14; Мк. 8:27–28; Лк. 9:18–19), евангелисты, говоря об Иоанне Предтече, были вынуждены акцентировать внимание на его подчинённом положении по отношению к Истинному Мессии.

 



 
PR-CY.ru