ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Страница 5

Иллюстрируются пространные поэтические циклы, посвящённые Богородице, как Акафист Богородицы, так и отдельные песнопения, центральным образом которых является Божья Матерь, например, стихира «Что Ти принесем, Христе» («Собор Богоматери» – фреска церкви Спасителя монастыря Жича (Сербия), XIII в.; фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295 г.; икона конца XIV – начала XV вв., Третьяковская галерея); задостойник литургии Василия Великого «О Тебе радуется» (икона конца XV в., Третьяковская галерея); фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря, 1502 г.); стих «Достойно есть» (икона середины XVI в., Успенский собор Московского Кремля), богородичен первого часа «Что Тя наречем» (икона XVII в., музей Андрея Рублёва). К числу литургических образов исследователи относят также икону «Похвала Богородицы», основанную на песнопении «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона XIV в. и фреска XV в. из Успенского собора Московского Кремля; икона XVI  в., Русский музей). Темой икон становятся события, празднуемые церковью, связанные с почитанием Богородицы и святынь, – «Покров Пресвятой Богородицы» (клеймо западных врат собора Рождества Богородицы в Суздале, XII в.; икона XIV в., Новгородский музей-заповедник; икона XIV в., Третьяковская галерея), «Положение ризы Пресвятой Богородицы» (XVв., музей Андрея Рублёва). Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Например, на чудотворной Псково-Покровской иконе Божьей Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. (происходит из церкви Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 2001 г. – в Троицком соборе города Пскова). В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое «Протоевангелие Иакова», Слово апостола Иоанна Богослова на Успение, Слово преподобного Иоанна Солунского и ряд других текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Её зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, например, пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., музей истории религии). В росписи церкви Кызылчукур (Каппадокия; 850–860 гг.) сохранился самый ранний житийный цикл Богородицы, включающий десять сцен от Благовестия Анне до Введения во храм Богородицы. Эти же сюжеты представлены в миниатюрах Минология Василия II и мозаиках церкви Успения Богородицы в Дафни (около 1100 г.). В росписи собора Святой Софии Киевской (1030 гг.) протоевангельский цикл, завершающийся сценой «Встреча Марии и Елисаветы», представлен в южной апсиде, справа от центрального алтаря; в соборе Мирожского монастыря во Пскове (1140 гг.) цикл, располагающийся в юго-западном компартименте, включал больше 20 композиций (сохранилось 16); в новгородских храмах Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125 г.), Благовещения в Аркажах (1180 гг.), Спаса на Нередице (1199 г., фрески не сохранились), Георгия в Старой Ладоге (вторая половина XII в.) житийный цикл Богородицы находится в жертвеннике. Протоевангельский цикл может включать композиции: принесение даров праведными Иоакимом и Анной, отвержение даров, плач Иоакима и Анны, моление Анны, моление Иоакима, испытание писаний, благовестие Анне, благовестие Иоакиму, встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, Рождество Пресвятой Богородицы, ласкание Марии, питание Марии, первые семь шагов Пресвятой Богородицы, принесение к старейшинам, введение во храм, моление о жезлах, вручение Марии Иосифу, Иосиф ведёт Марию в свой дом, Благовещение у колодца, встреча Марии и Елисаветы, упрёки Иосифа, сон Иосифа, испытание водой обличения.

 



 
PR-CY.ru