ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Её значении в жизни церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении: «Неописанное слово Отчее, из тебе Богородице описася воплощаемь…», поэтому впервые Её изображение появляется в таких сюжетах, как «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Отсюда развиваются впоследствии другие иконографические темы, отражающие догматический, литургический и исторический аспекты почитания Богородицы. О догматическом значении образа Богородицы свидетельствует Её изображение в алтарных апсидах, поскольку Она символизирует церковь. История церкви от пророка Моисея до Рождества Христова предстаёт как действие Промысла о рождении Той, через Которую осуществится спасение мира, поэтому образ Богородицы занимает центральное место в пророческом ряду иконостаса. Развитием исторической темы является создание житийных циклов Богородицы. Важнейшей стороной почитания Богородицы, что засвидетельствовано множеством чудотворных икон, является вера в Её заступничество за род человеческий «по вся дни». Основные направления почитания Богородицы проявились в различных формах. Ей посвящаются храмы, Её изображения занимают важнейшее место в системе храмового убранства, во многом определяя его символику. Многообразием типов отличается иконография Богородицы, широко распространены иконы, предметы пластического искусства, в том числе украшения богородичных образов. Иконы Божьей Матери и их литургическое почитание способствовали сложению развитых богослужебных чинов, дали импульс гимнографическому творчеству, создали целый пласт литературы – сказаний об иконах, что, в свою очередь, стало источником дальнейшего развития иконографии. Почитание Богородицы развивалось, прежде всего, в Палестине. С городами Назарет, Вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились Её реликвии и Её первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь Благовещения и Рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был Константинополь, где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в Её честь, а город мыслился под покровом Пресвятой Девы. После третьего Вселенского собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всём христианском мире. С IV в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божьей Матери. Основные типы образов Богородицы сложились уже в доиконоборческий период, самые ранние находятся в росписях римских катакомб: изображение сидящей женщины с обнажённым младенцем на руках в кубикуле Велато катакомб Присциллы (вторая половина II в. – первая половина III в.) трактуется как образ Богородицы; также в катакомбах Присциллы сохранилась фреска, представляющая Богородицу на престоле в сцене «Поклонение волхвов» (IV в.). Определяющую роль в сложении иконографического типа «Богородица на престоле» сыграли росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432– 440 гг.), где впервые в христианском искусстве это изображение было представлено в конхе апсиды (не сохранилось).

 



 
PR-CY.ru