ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Страница 4

Такие образы известны исследователям с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, например, так в изображениях Божьей Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской; мозаика в церкви великомученика Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохранилась), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова; икона XII в. (монастырь великомученицы Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божьей Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращённой ко Христу (мозаика церкви великомученика Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божьей Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, середина XII в.); икона из собора в Сполето (Италия);   XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определённых иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили своё наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Влахернитисса», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи «Елеуса» (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обе – XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обе – XVI в.,) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» (XV в?, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определённого иконографического типа. К таким иконам исследователи относят, например, образ Богородицы «Живоносный Источник», находившийся в одноимённом храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348 гг.) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, 1423 г.; русская икона 1675 г., музей Андрея Рублёва). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др. Богатейшим источником богородичной иконографии являются литургические тексты, прежде всего, гимнографические. Расцвет этого вида иконографии приходится на конец XIII – XVI вв.

 



 
PR-CY.ru