ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Страница 2

Образ Богородицы на престоле, помещаемый с V в. в конхах алтарных апсид, заменил располагавшиеся там в более раннюю эпоху изображения Иисуса Христа (собор св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543–553 гг.; церковь Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), вторая четверть VI в.). Изображения Богородицы с Младенцем на престоле исследователи встречают также на стенах центральных нефов базилик (Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.; великомученика Димитрия в Фессалонике, VI в.; Феликса и Адавкта в катакомбах Присциллы в Риме, VI в.), на иконах (например, из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, VI в.), а также в произведениях мелкой пластики (например, ампулы Монцы (сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в городе Монца в Италии), диптихи (аворий, VI в., Государственные музеи Берлина)). Другим распространённым типом изображения Пресвятой Девы является Оранта, где Богородица представлена без Младенца с воздетыми в молении руками (например, на ампулах из сокровищницы собора Боббио; Италия), на рельефе двери церкви Санта-Сабина в Риме, около 430 г., на миниатюре из Евангелия Раввулы, на фресках апсиды монастыря преподобного Аполлония в Бауите (Египет, VI в.) и капеллы Сан-Венанцио в Риме (около 642 г.), а также на донышках стеклянных сосудов. Одним из самых распространённых является образ Богородицы Одигитрии, названный так по имени константинопольского храма, в котором находилась эта почитаемая икона. По преданию, она была написана евангелистом Лукой и прислана из Иерусалима императрицей Евдокией. Самое раннее изображение Одигитрии сохранилось в миниатюре из Евангелия Раввулы. На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, правая протянута к Нему в молитвенном обращении. В период иконоборческих гонений широкую известность получил нерукотворный образ Богородицы, по преданию, возникший ещё при жизни Пресвятой Девы на столпе храма, построенного апостолами в городе Лидде. Список с нерукотворного образа, привезённый из Палестины патриархом Германом, почитается как чудотворная Лиддская (Римская) икона Божьей Матери (изображение Одигитрии с Младенцем на правой руке). Особым почитанием пользовался в Константинополе образ Богородицы Никопеи, держащей обеими руками, подобно щиту, медальон с изображением Младенца Христа. Этот образ впервые встречается на печатях императора Маврикия (582–602 гг.), которого, по преданию, икона сопровождала в войнах. С императором Маврикием связывают также установление праздника Успения Богородицы. Изображения Божьей Матери с овальной иконой Христа в руках известны исследователям в росписях монастыря преподобного Аполлония в Бауите и церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VIII в.). На Востоке в этот период был распространён образ Богородицы Млекопитательницы (фрески монастырей св. Иеремии в Саккаре (V в.) и преподобного Аполлония в Бауите), подчёркивающий тему материнства и вочеловечения Бога. Появившиеся в раннехристианском искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Древней Руси.

 



 
PR-CY.ru