ИОАНН МАРОН, Юханна Марун - Страница 3

После смерти Антиохийского патриарха Феофана Римский папа Конон (686–687 гг.) без согласия местного клира возвёл на патриаршую кафедру диакона Константина, однако его неподобающее поведение вызвало возмущение среди верующих. Папа попросил императора сместить Константина и разрешил антиохийскому клиру избрать нового патриарха, которым стал Иоанн Марон. Однако император Юстиниан II Ринотмит (685–695, 705–711 гг.) начал гонение на православных и велел военачальникам Захарии и Льву схватить патриарха, который бежал из Антиохии в монастырь св. Марона. Вернувшись в Константинополь, Лев сообщил императору, что Иоанна Марона поддерживают все ливанцы, и его нельзя захватить. Разгневанный император посадил Льва в тюрьму и послал в Сирию войско, якобы для войны с арабами. Племянник Иоанна Марона Ибрахим собрал 12 тыс. воинов и перевёз патриарха в безопасные Ливанские горы. В 694 г. византийцы разорили монастырь св. Марона и убили 500 его насельников, после чего начали гонения по всей Сирии. В 694 г. ливанское ополчение якобы нанесло поражение при Амьюне византийским войскам, вторгшимся в горы Ливана (основанием для этого сообщения мог послужить тот факт, что император Юстиниан II, согласно мирному договору с арабами, выселил из Ливана мардаитов, с которыми марониты стали себя со временем отождествлять). Согласно Истифану ад-Дувайхи, эти события послужили причиной для отделения маронитов от Византийской церкви. После разрушения монастыря св. Марона Иоанн Марон основал новый монастырь в селении Кфар-Хай, поместил там вывезенную из Сирии главу преподобного Марона, установил его поминовение 5 января и провозгласил, что сирийские православные должны называть себя маронитами. После кончины Иоанна Марона на патриарший престол в Кфар-Хае был избран его племянник Кир, которому Римский папа даровал палий. В 1719 г. учёный-маронит Иосиф Симон Ассемани отредактировал жизнеописание Иоанна Марона  и попытался более убедительно вписать легенду в контекст реальных событий VII в. Он привёл даты избрания Иоанна Марона  на патриарший престол (686/687 г.) и его кончины (707 г.) и отождествил «кардинала», который рукоположил Иоанна Марона, с Иоанном, епископом Филадельфии (ныне Амман, Иордания), которого папа  Римский Мартин I (649–655 гг.) назначил своим представителем на Востоке для противодействия монофелитам. Пытаясь исправить анахронизмы, допущенные прежними биографами, И.С. Ассемани обратил внимание на то, что Джибраил аль-Килаи спроецировал на личность Иоанна Марона события XII–XIII вв. – унию маронитов с Римско-католической церковью (1182 г.) и поездку маронитского патриарха Иеремии на четвёртый Латеранский собор (1215 г.), где папа Иннокентий III признал его патриарший сан и даровал ему право носить митру и кольцо. Предложенная И.С. Ассемани версия биографии Иоанна Марона приобрела официальный статус благодаря постановлениям Собора 1736 г. и стала основой «канонической» концепции происхождения маронитов, которую поддерживали ведущие маронитские историки XIX–XX вв. (Б. аль-Газири, Ю. ад-Дибс, Б. Дау, П. Диб). Однако С. Вайе указал на ошибочную интерпретацию источников маронитскими исследователями и на недостоверность легенды об Иоанне Мароне, переданной биографами XV–XVIII вв.

 



 
PR-CY.ru