ИОАНН МАРОН, Юханна Марун

ИОАНН МАРОН, Юханна Марун (ум. около 707 г.) – в традиции маронитов основатель и первый патриарх Маронитской церкви, организатор окончательного переселения маронитов из Северной Сирии в Ливан, святой Маронитской католической церкви (память 2 марта). Сведения об Иоанне Мароне находятся в сочинениях, написанных маронитами спустя несколько столетий после предполагаемого времени жизни Иоанна Марона. Исследователи отмечают, что они содержат значительное число анахронизмов и данных, не подтверждаемых другими источниками, и направлены, главным образом, на то, чтобы возвести происхождение Маронитской церкви к Римскому престолу и опровергнуть её первоначальную приверженность ереси монофелитства. В историографии существует проблема соотнесения Иоанна Марона как исторического лица с преподобным Мароном (IV – начало V вв.; память 14 февраля, у маронитов – 9 февраля), о котором сообщает Феодорит Кирский в «Истории боголюбцев» (середина V в.), и с монахом-монофелитом Мароном, о котором говорится в хронике Александрийского патриарха Евтихия (X в.). По сведениям патриарха Евтихия, арабского историка аль-Масуди (X в.) и латинского хрониста Вильгельма Тирского (XII в.), монах Марон жил в правление византийского императора Маврикия (582–602 гг.) или несколько позже и был основателем монофелитских общин в Сирии. Более того, средневековые авторы нередко видели в любом упомянутом в источниках Мароне деятеля ранней маронитской истории. Между тем в IV–X вв. имя Марон (от Маро – «маленький господин»; сирийский аналог греческого имени Кирилл) было распространено среди сирийских христиан разных конфессий. Самые ранние упоминания Иоанна Марона в маронитской традиции относятся к концу XIV – началу XV вв. В рукописи 1392 г., содержащей трактат «Изложение веры», Иоанн Марон назван автором этого труда и «патриархом Антиохии и всей Сирии». В старейшей рукописи (1402 г.) маронитского канонического сборника «Книга руководства» сказано, что название «марониты» происходит от имени «Марона Иоанна, патриарха Великой Антиохии». В ряде сиро-яковитских полемических трактатов XV в. приводится вымышленная биография основателя Маронитской церкви, которая оказала влияние на более поздних авторов. В конце XV в. Джибраил аль-Килаи, маронитский епископ Никосии (Кипр), ссылаясь на не известный исследователям арабский источник (на каршуни) из церкви Богоматери в Дамаске, привёл полное жизнеописание Иоанна Марона в составе полемического сочинения против яковитов. Согласно этой биографии, отцом Иоанна Марона был некий Агафон, живший в Антиохии. Он послал сына в Константинополь для обучения греческой словесности. В это время Антиохийским патриархом стал монофелит Макарий I (около 655 – 681 гг.). Вернувшись на родину, Иоанн Марон также впал в ересь и был рукоположён во «епископа Антиохии». Римский папа Гонорий I (625–638 гг.) осудил монофелитство и низложил патриарха Макария; Иоанн Марон был вынужден удалиться в Триполи. Там он встретился с папским легатом, который посчитал его исповедание веры православным и отправил его в Рим. После того как православие Иоанна Марона было подтверждено на Соборе епископов, папа возвёл его на патриарший престол Антиохии, вручив ему митру, кольцо и посох, и посоветовал избегать еретиков – яковитов, коптов и мелькитов.

 



 
PR-CY.ru