ИРОДИОН - Страница 5

В русской традиции образ Иродиона устойчиво включается в минейные циклы на апрель, он может быть представлен один, реже с несколькими апостолами, чья память приходится на тот же день. На иконе-минее на год (первая половина XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен) Иродион изображён как средовек, волосы слегка вьются у ушей, небольшие залысины на лбу, короткая округлая борода, правой, отведённой в сторону рукой благословляет, левая покрыта гиматием, хитон сине-зелёный, гиматий красный; на двух иконах на апрель из комплектов годовых миней конца XVI в. (Вологодский музей-заповедник, Костромской музей-заповедник); на годовой минее начала XIX в. (УКМ); на минее на апрель (конец XIX в., частное собрание) – вместе с Агавом и Руфом, в рост, в лёгком развороте; изображён как средовек с короткой округлой бородой, левой рукой прижимает к себе кодекс с крестом на верхней крышке, облачён в красный хитон, зеленовато-охристый гиматий и омофор. В гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского (1722 г., Литературный музей) Иродион показан в развороте на три четверти вправо, у него средней длины борода, вьющиеся волосы, на перекинутом через левую руку конце омофора – Евангелие, правой благословляет. На минейном офорте на апрель (раскраской в пять цветов работы И.К. Любецкого; 1730 г., Российская государственная библиотека) Иродион представлен в традиционном изводе. В росписи Троицкого собора Ипатиевского монастыря (1684 г., артель Гурия Никитина и Силы Савина), в юго-западном куполе на северо-западном парусе, в зоне под изображениями праотцев, Иродион помещён между апостолами Аристархом и Руфом в образе средовека со слегка вьющимися волосами, оставляющими открытым лоб, с округлой короткой бородой, в хитоне и гиматии, с омофором, конец которого перекинут через согнутую в локте, поднятую до уровня плеча в именословном благословении правую руку, левой придерживает сгиб омофора. В мозаичный декор храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге (1883–1907 гг.) образ Иродиона включён дважды. В зоне вимы на северной грани южного пристенного пилона он изображён в лёгком развороте вправо вместе с апостолом Епафродитом (мозаика работы Валериана Иосифовича Отмара): средовек с русыми с рыжиной вьющимися волосами, чуть прикрывающими уши, и округлой короткой бородой, на нём синий хитон и охристый гиматий, омофор, ладонь правой, опущенной вниз руки развёрнута вверх, левой рукой, покрытой гиматием, прижимает изумрудного цвета кодекс; справа от нимба указано имя – Иродiонъ. На западной грани северо-восточного подкупольного пилона Иродион представлен вместе с апостолом Урваном (мозаика работы Алексея Фёдоровича Афанасьева) – облик тот же, что и на первой мозаике, облачён в охристый хитон и синий гиматий, в омофоре, правая рука молитвенно прижата к груди, в левой – кодекс, однако в этом случае надпись: «Родiонъ».



 
PR-CY.ru