ИРОДИОН

ИРОДИОН – апостол от 70 (память 8 апреля, 10 ноября, 4 января – в Соборе 70 апостолов; память в Греческой церкви 28 марта), ученик апостола Павла. Иродион упоминается в Послании апостола Павла к Римлянам в заключительной главе: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим. 16:11). Имя Иродион, малоупотребительное в Римской империи, является греческим вариантом латинской формы Herodianus, которая встречается в римской ономастике раннего принципата. Окончание имени «-ianus» указывало на лиц, принадлежащих к чьей-либо фамилии (т.е. к роду Ирода): это могли быть лица усыновлённые, но исследователи считают более вероятным – вольноотпущенники. Тот факт, что Иродион упомянут сразу после приветствия ко всему дому Аристовула (Рим. 16:10), по мнению исследователей, может говорить о том, что он тоже был членом его семьи, возможно, связанной с родом царя Ирода (согласно одной из гипотез, Аристовул мог быть внуком Ирода Великого и братом Ирода Агриппы I), и носил имя, производное от фамильного имени своего патрона. Исследователи полагают, что Иродион был по происхождению евреем, поскольку Павел называет его своим «сродником» (Рим. 16:7, 11). Возможно, как бывший раб Ирода, Иродион переехал в Рим; именно среди римских вольноотпущенников, которые, как Иродион, очевидно, сохраняли связь с Востоком, христианская проповедь апостола Павла нашла наиболее благоприятную почву. В апостольских списках говорится о епископской кафедре, которую занимал Иродион. У Псевдо-Епифания (VI–VII вв.) Иродион назван епископом города Патры в Ахайе (Греция, Пелопоннес), у Псевдо-Дорофея Тирского (VIII–IX вв.) – епископом Патар (Малая Азия), у Псевдо-Ипполита – епископом Тарса. Память Иродиона в византийских календарях обозначена под 27 (Синаксарь Константинопольской церкви, конец Х в.) или под 28 марта (Минологий императора Василия II, конец X – начало XI вв.; Парижский Синаксарь, 1071 г., и др.). В кратком синаксарном сказании говорится, что Иродион последовал за апостолами и служил им, а затем был рукоположён во епископа Новых Патр (ныне Ипати, ном Фтиотида, Греция). Иродион обратил многих язычников ко Христу, тогда иудеи, позавидовав ему, восстали против него вместе с идолослужителями. Вначале они сильно избили Иродиона камнями и палками, а затем закололи мечом. Также Иродион упоминается под 8 апреля (в некоторых рукописях – под 7 апреля) в Синаксаре Константинопольской церкви вместе с другими апостолами от 70 Агавом и Руфом и называется епископом Патр в Ахайе. В некоторых других византийских Синаксарях помимо Агава и Руфа также добавлены Флегонт, Ерма и др. (в них Иродион назван епископом Новых Патр). В византийских Синаксарях в Соборе апостолов под 30 июня Иродион снова упомянут как епископ Патр. В Патмосском Минологии (X–XI вв.) краткое Житие Иродиона, Агава и Руфа помещено под 28 апреля. В апостольских списках Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея упоминается также апостол по имени Родион, ученик апостола Петра, обезглавленный в Риме при императоре Нероне вместе с апостолом Олимпом; при этом у Псевдо-Епифания указано, что о нём говорится у апостола Павла.

 



 
PR-CY.ru