ИАКОВ и ИОАНН - Страница 4

С 1996 г. в день памяти Иакова и Иоанна в Менюше служится литургия с водосвятным молебном, совершается крестный ход на Святое озеро. Несколько раз праздничные богослужения в Менюше совершал архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий). Мощи Иакова и Иоанна по-прежнему почивают под спудом в посвящённой им церкви в Менюше, у северной стены. Сохранился колодец, который наполняется водой из источника, берущего начало под могилами святых. В 2005 г. на берегу Святого озера была воссоздана посвящённая Иакову и Иоанну часовня. В иконописных подлинниках XVIII в. об облике Иакова и Иоанна под 24 июня сказано: «Подобием пишутся как младенцы, в рубашках»; то же – Институт русской литературы (Пушкинский Дом), 1830 гг. В иконостасе церкви села Медведь находилась икона (начало XIX в. (?), поновление 1844 г., оклад 1862 г.) с образами братьев-младенцев в среднике на пустынном пейзажном фоне, на облаке – Господь Вседержитель. Вверху и по сторонам средника пять клейм: Иоанн убивает Иакова; родители обнаруживают тело Иоанна; охотники видят плавающие в озере гробы; перенесение гробов на кладбище; погребение братьев в Менюше. В нижней части иконы приведён тот же текст Сказания, что и в списках памятника, получивших распространение с конца XVIII в. На двух небольших, идентичных по размерам и стилистике иконах первой половины XIX в. (после 1837 – 1841 гг.(?), Новгородский областной музей-заповедник) братья изображены в средней части композиции на облаках, коленопреклонёнными, вполоборота к центру. Они облачены в белые рубашки, у Иакова руки сложены крестообразно, у Иоанна правая рука опущена, левая поднята к груди; внизу – каменный храм с колокольней, завершённой шпилем (Троицкая церковь над мощами святых). На миниатюрной иконе XIX в. (Новгородский областной музей-заповедник) младенцы представлены в рост, вполоборота к центру, облачены в белые рубашки до колен; руки у Иакова воздеты, у Иоанна скрещены на груди. Изображения братьев в светлых рубашках, с короткими вьющимися волосами есть на иконах Новгородских чудотворцев, как правило, в верхней части левой группы с краю или справа в верхнем ряду: на иконе 1728 г. письма священника Георгия Алексеева (Третьяковская галерея), на прориси с иконы XVIII в., на эмалевой иконе 1866 г. (Сергиево-Посадский музей-заповедник), на двух иконах XIX в. (с поновлениями XX в.) и на пяднице конца XIX в. из церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. (Государственный Эрмитаж) изображены три юных святых (праведные братья справа и блаженный Иаков Боровичский слева?), по мнению исследователей, с поздними ошибочными подписями имён на нимбах. «Старинный» образ такого извода с изображением Софии Премудрости Божьей и с Новгородскими святыми (Иаков и Иоанн в верхнем ряду) находился «в ризнице Черниговской кафедры». В иконописи XX в. изображения братьев встречаются, например, в группе Новгородских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной монахиней Иулианией (Соколовой) под руководством Афанасия (Сахарова; иконы 1934 г., начало и конец 1950 гг., ризница Троице-Сергиевой лавры), – святые обращены друг к другу; на иконе «Собор Новгородских чудотворцев» 1960 гг. (местный ряд нижнего иконостаса церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде; между братьями – св. Иаков Боровичский).



 
PR-CY.ru