ИАКОВ и ИОАНН

ИАКОВ и ИОАНН (ум. около 1569 г.) – Менюжские (Менюшские), братья, праведные младенцы (память 24 июня, в Неделю третью по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых). Краткое Сказание о святых сохранилось в рукописях конца XVIII – первой четверти XIX в. Большинство списков содержат один текст (например: Библиотеки Академии Наук, около 1793 г.; Новгородский областной музей-заповедник, конец XVIII в.; Российская национальная библиотека; существует также особая редакция Сказания – Собрание рукописной книги Российской национальной библиотеки). Сказание представляет собой, по мнению исследователей, сделанную в XVIII в. запись устной легенды и продолжает традицию записи чудес святых, погибших в детстве и прославившихся чудотворениями у гроба, прежде всего, Артемия Веркольского и Иакова Боровичского. Согласно Сказанию, у жителей деревни В. Прихон Исидора и Варвары было два сына: пятилетний Иоанн и трёхлетний Иаков. Как-то осенью отец заколол на их глазах барана. Вскоре, после того как родители отправились в поле, Иоанн сказал младшему брату: «Сотворим такожде, якоже и отец наш сотвори», – и так сильно ударил Иакова по голове, что тот умер. Иоанн, испугавшись, спрятался дома за дровами в печи. Пришедшие с поля родители увидели младшего сына мёртвым и бросились искать старшего. Поиски были безрезультатными. Когда первый приступ горя прошёл, Варвара разожгла уложенные в печи дрова, не зная, что за ними спрятался её старший сын. После того как дрова сгорели, «узре мати сына своего, в пещи лежаща мертва, точию весьма цела и огнем не прикосновенна». В основной редакции Сказания действия Иоанна после гибели брата объясняются страхом перед наказанием: «Убояся зело и не зная, что сотворити, страха ради, младенец бо сущи, и влезе в пещь». В особой редакции Сказания (Собрание рукописной книги Российской национальной библиотеки) поступок Иоанна после смерти Иакова описан как осознанное действие: «Вниде в пещь, в которой были уготованы дрова к запалению, и скрыся за ними, ожидая того, когда огнь возгорится и самого его смерти предаст». Именно так расценили поступок Иоанна сбежавшиеся на плач родителей соседи: «И терпению Иоаннову дивишася, яко, младенец сущи, лютое таковое мучение огненное претерпел самоизволно». Дата гибели детей, приведённая в Сказании, скорее всего, как полагают исследователи, вычислена искусственно, возможно, в подражание какому-то образцу. Так, указание на «лето от сотворения мира 7078, от Рождества же Христова 1570, при державе… Иоанна Васильевича, при святейшем митрополите Филиппе и при архиепископе Новгородском Пимине» содержит ошибки: осень 7078 г. (согласно Сказанию, печь в доме была полна дров, «занеже дождлива бе осень») приходится на 1569 г., в этом году Московским митрополитом был Кирилл (Филипп (Колычев) занимал кафедру до ноября 1568). Вероятно, не связан со временем смерти Иакова и Иоанна и день их памяти, приуроченный к празднованию Рождества Иоанна Предтечи – 24 июня. Тела детей похоронили у приходской церкви святителя Николая в Медведском погосте, но через некоторое время оба гроба были обнаружены заблудившимися в лесу охотниками на Святом озере (Каменное, Каменское озеро, близ современной деревни Менюши). Священники и жители окрестных погостов отправились к озеру, взяли гробы и принесли к Никольской церкви.

 



 
PR-CY.ru