ИОАНН Многострадальный - Страница 4

В иконописных подлинниках XVIII–XIX вв. под 18 июля предписывается изображать Иоанна таким образом: «Сед, брада доле Николиной, проста, на главе клобук черн, риза преподобническая, испод киноварь разбелен, руки накрест держит у сердца» (Библиотека Академии Наук, «левыя страна» девятый); «подобием стар и сед, брада поуже Афанасия великаго, ризы преподобническия. Сей святый Иоанн ископа яму глубоку, и закопа себя нага по раму свою, и по Божию попущению диавол, в образе страшна и велика змия, явися, главу его во уста вложи и опали его все власы главы его и браду, якоже и до днесь видим есть в киевопечерском монастыре в пещере»; «стар, аки Мина мученик, в руке свиток»; текст на свитке: «Господи Исусе Христе, Спасе мой сладкий, подаждь поминающим мя в нощи или во дни отпущение грехов» (Институт русской литературы). В руководстве для иконописцев 1910 г., составленном Виктором Доримедонтовичем Фартусовым, Иоанн «типа русскаго, почти до пояса зарыт в земле, в очень малой пещере; нагой, телом очень худ, волосы на голове и бороде очень малы и коротки, опаленные по попущению Божию диаволом, явившимся в виде страшнаго змия»; предложены варианты надписи на свитке. Образ Иоанна обязательно включался в композицию «Собор Киево-Печерских святых». В числе наиболее почитаемых Киево-Печерских чудотворцев Иоанн, в монашеской мантии и клобуке, с бородой средней величины, введен в композиции мастера Илии (1660 г.) и Тарасевича (1702 г.) на титульных листах Патериков – в цветке виноградной лозы или в медальоне в левой части заставки, напротив преподобного Моисея (экземпляр в Российской государственной библиотеке). В изводе «Древо Киево-Печерского монастыря» Иоанн изображён также на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК») 1643–1676 гг., на иконах 1660 гг. из церкви Печерской иконы Божьей Матери в Угличе (Угличский художественный музей) и 1686 г. из церкви в честь Тихвинской иконы Божьей Матери Рождественского монастыря в Ростове (музей-заповедник «Ростовский кремль») – поясной образ Иоанна в монашеском облачении помещён в одном из цветков «древа» в правой части композиции. Другой ранний пример – на Печерской иконе Божьей Матери с Киевскими чудотворцами 1724 г. письма игумена Корнилия (Уланова) из Ризоположенского монастыря в Суздале (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Согласно надписи, Иоанн представлен «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» в левой части иконы, за Антонием Киево-Печерским, в четвёртом ряду крайним слева, он без бороды, с залысинами, без одежды. На иконах и гравюрах Собора Киево-Печерских чудотворцев XVIII–XIX вв. традиционного извода Иоанна писали в левой группе чудотворцев Ближних пещер, за Антонием Киево-Печерским (в центре – киево-печерский извод Успения Пресвятой Богородицы и Великая Успенская церковь лавры), начиная с произведений Иосифа Гошемского (конец XVII – начало XVIII вв.), В. Белецкого (1751 г.), Мартына Нехорошевского (XVIII в.), И. Кончаковского (1771, 1774 гг.), Г. Проценко (1821 г.) и др. (Российская национальная библиотека, музей истории религий и др.; исследователям известно больше 15 гравюр и много литографий).

 



 
PR-CY.ru