ИОАНН Многострадальный - Страница 3

Вверху поясной образ Иисуса Христа в облаках с исходящей из уст надписью: «Вниди в радо(сть) Г(оспод)а своего». Внизу два клейма с полуфигурой Иоанна (с небольшой бородой) в земле: в левом – изображение крылатого змея, опаляющего голову преподобного, в правом – Иоанн даёт монаху кость Моисея Угрина; ниже вирши. Леонтий Тарасевич, автор гравюр к изданию Патерика 1702 г., немного изменил композицию и дополнил её новыми деталями. Икона начала XIX в. (Киево-Печерский музей-заповедник), выполненная в академической манере, повторяет гравюру Тарасевича: Иоанн И. по пояс в земле, с закрытыми глазами и со скрещенными руками. Перед ним лежит раскрытая книга, текст: «Господи, призри на мя и помилуй мя, яко раб Твой есмь», рядом на земле - свеча и череп (мощи прп. Моисея). По сторонам фигуры преподобного 2 парящих ангела: один держит в руках пальмовую ветвь и венок из цветов над головой И., другой возносит к Иисусу Христу душу И. Известна подобная, небольшая по размеру икона кон. XVIII в. из частного собрания, в книге святого надпись: «Многими скорбми подобаетъ намъ вни[ти]». На иконе 1821 г., выполненной «города Путивля маляром однодворцем» Илией Понариным (Киево-Печерский музей-заповедник), в среднике с асимметричным рокайльным обрамлением – поясное изображение Иоанна в пещере, с двумя ангелами по бокам. В четырёх картушах по сторонам помещены фигуры святых, преодолевших искушение блудной страстью. Слева – преподобный Варлаам, игумен Печерский, напротив него – преподобный Моисей Угрин, под ними – праведный Иосиф Прекрасный и мученица Фомаида. Боковые картуши содержат тексты тропаря и кондака Иоанну, в нижнем среднем картуше написана молитва об избавлении от скверны беззакония, по сторонам – два клейма с теми же сюжетами, как и на гравюрах. Над мощами Иоанна в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится образ 1840 гг., исполненный в живописной манере лаврскими иконописцами под руководством иеромонаха Иринарха. Иоанн представлен по пояс, обнажённым, с небольшим крестом в левой руке (руки сложены крестообразно), у него небольшая седая борода и короткие волосы, лоб с залысинами, взгляд устремлён в лежащую перед ним книгу, справа череп, слева свеча. Единоличное изображение святого подобного извода, созданное в центральных областях России, есть также на иконе второй половины XIX в. (музей Андрея Рублёва): изображены горки с пещерой, Иоанн в белой набедренной повязке, в раскрытой книге текст: «Не скорбите оубо семъ Братiе», слева вверху – благословляющий Спаситель в небесном сегменте, справа – летящий ангел. В надписях на иконах Иоанн, как правило, именуется Многострадальным; на иконе первой половины XIX в. (музей Андрея Рублёва) воспроизведена надпись с гравюры мастера Илии (детали иконографии аналогичны, изображены два ангела, которые держат душу Иоанна и венец). В XIX в. на Украине и в южных областях России бытовали иконы в живописной стилистике (Брянский областной художественный музей): преподобные Антоний и Феодосий с моделью Успенского собора в руках, рядом избранные святые, вверху образ Успения Пресвятой Богородицы киевского извода, внизу Иоанн по пояс в земле.

 



 
PR-CY.ru