ИОВ, Кондзелевич - Страница 2

В указанном году для церкви Рождества Пресвятой Богородицы православного Загоровского мужского монастыря (ныне большей частью утрачена) по заказу игумена Феодосия (Волынца) Иов исполнил живопись резного киота для местночтимой чудотворной Загоровской иконы Божьей Матери: на боковых крыльях киота – ростовые образы праведных Иоакима и Анны, в нижней части киота – «Крещение Господне», в верхней части иконной рамы – «Встреча Марии и Елисаветы», а в нижней – Нерукотворный образ Спасителя. Работу мастера удостоверяет подпись: «...Смиренный иеромонах Иов Кондзелевич, законник монастыря Белостоцкаго». По мнению исследователей, тогда же был исполнен и второй киот – для чтимой иконы Николая Чудотворца, хранящийся в церкви св. Онуфрия в селе Хоров Локачинского района. Загоровские киоты являются древнейшими оригинальными резными киотами в украинском искусстве. Несмотря на то что живопись второго киота сильно поновлена, оба они дают представление о раннем периоде формирования индивидуальной манеры мастера. Упоминание в описи 1752 г. луцкой Крестовоздвиженской церкви Братского монастыря киота (использовался как запрестольный образ, сгорел при пожаре в 1763 г.) с такой примечательной особенностью резного декора, как виноградные гроздья, встречающейся в обоих загоровских киотах, позволяет исследователям предполагать, что речь идёт ещё об одном аналогичном киоте с живописью Иова. Между 1715 и 1730 гг. Иов по заказу Луцкого униатского епископа Иосифа Выговского расписал резной киот (без живописных изображений) для чтимой миниатюрной иконы Богоматери в церкви св. Космы и Дамиана в селе Махновцы (современный Золочевский район Львовской области). Ещё один этап творческой биографии Иова связан с Крестовоздвиженским скитом в селе Манява (ныне Богородчанский район Ивано-Франковской области). В 1697 г. Иов поновил здесь древний образ Николая Чудотворца (Музей искусств, Бухарест; поновления Иова устранены при реставрации). Сохранились его подписные и датированные иконы, исполненные в 1698 и 1705 гг. для монастырской Крестовоздвиженской соборной церкви в составе так называемого Богородчанского иконостаса (после закрытия монастыря в 1785 г. австрийскими властями передан в Свято-Троицкую церковь местности Богородчаны, в 1916 г. вывезен в Вену, впоследствии – в Варшаву; в 1924 г. иконостас с резной деревянной основой усилиями униатского митрополита Андрея Шептицкого был перевезён во Львов (ныне в Национальном музее Львова). Если началом работ над иконостасом считается дата, зафиксированная в надписи на поле местного образа Господа Вседержителя (1698 [елостокского] [онастыря]»; на фоне ещё раз отдельно год, то дата их окончания (1705 г.) приведена дважды: в пространной авторской подписи на местной иконе «Вознесение» и в надписи на приделе, гласящей, что «за прилежным старанием пречестнаго отца Саватия в то время игуменство правяща и всей о Христе братии общим старанием сей святый иконостасный алтарь промыслами и своими прикладами закончили и поставили року Божия 1705 мая 6».

 



 
PR-CY.ru