ИУЛИАНИЯ, Соколова Мария Николаевна - Страница 4

Тогда же М.Н. Соколова написала житийную икону преподобного Сергия с 19 клеймами (список иконы конца XV в. письма Дионисия из местного ряда Троицкого собора), которая находится у раки преподобного. В 1949–1954 гг., во время реставрации стенописи Троицкого собора, М.Н. Соколова сделала списки с икон (около 1425 г.) праздничного ряда иконостаса. Входившие в группу реставраторов молодые художники Екатерина Сергеевна Чуракова и Ирина Васильевна Ватагина стали учиться у неё иконописи. В 1952–1953 гг. вместе с ними М.Н. Соколова выполнила 17 икон для иконостасов двух приделов и 12 икон для царских врат в московскую церковь пророка Илии в Обыденском переулке. Исследователи считают наиболее интересными в иконографическом отношении четыре работы М.Н. Соколовой: «Московские чудотворцы», «Вселенские святители» и два образа «Всея России чудотворцы». В 1951–1952 гг. по просьбе епископа Ташкентского Гурия (Егорова) и настоятеля храма священника Бориса (Холчева) М.Н. Соколова создала иконостас для церкви преподобного Сергия Радонежского в Фергане (Узбекистан). По желанию заказчиков он напоминал иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Иконы писались в лавре на холстах для удобства доставки их в Фергану. В 1955 г. по эскизам и под руководством М.Н. Соколовой группа молодых художников расписала праздничную братскую трапезную лавры, затем церковь Покрова Богородицы Московской духовной академии (роспись утрачена во время пожара 27 сентября 1986 г.). В храме сохранилась выполненная М.Н. Соколовой стенопись оборотной стороны иконостаса; запрестольный образ Воскресения Христова и икона Покрова Пресвятой Богородицы (на стекле) находятся в Московской духовной академии. Для иконостаса 1660 гг. написала 11 недостающих икон, а также иконы для царских врат. В 1970 гг. для храма были созданы иконы преподобного Серафима Саровского и равноапостольной Марии Магдалины. В 1955–1957 гг. М.Н. Соколова выполнила проект иконостасов и иконы для устроенных наместником архимандритом Пименом (Извековым) боковых приделов преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского в трапезном храме преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. С 1957 г. в течение 23 лет М.Н. Соколова руководила в Московской духовной академии иконописным кружком. Для неё было важно раскрыть будущему духовенству красоту образов и языка древней иконописи и её отличие от распространённых тогда изображений в академическом стиле. Поскольку студенты, в основном, не имели художественной подготовки, М.Н. Соколова постепенно составила программу занятий и применяла свой метод обучения иконописанию. Она написала работу по технике иконописи, в которой последовательно изложила этапы создания иконы, сделала много учебных образцов – отдельных изображений горок, палат, деревьев, одежд святых с детальной проработкой пробелов и ассиста. Образцы для обучения личнoму письму иллюстрировали последовательность наложения плавей на ликах (хранятся в фондах иконописной школы Московской духовной академии).

 



 
PR-CY.ru