ИУЛИАНИЯ, Соколова Мария Николаевна - Страница 2

В середине 1920 гг. он познакомил М.Н. Соколову с реставратором и копиистом Василием Осиповичем Кириковым, который консультировал её по технике иконописи. В это время М.Н. Соколову выполнила, например, копию древней Владимирской иконы Божьей Матери (местонахождение исследователям неизвестно). В 1928 и 1929 гг. сделала многочисленные зарисовки, изучая древние иконы и фрески уже закрытых храмов и монастырей: в Новгороде – в церкви Спаса Преображения на Нередице, церкви великомученика Феодора Стратилата на Ручью, церкви Спаса Преображения на Ильине улице, церкви Успения Богородицы на Волотовом поле, церкви Рождества Христова на кладбище, церкви праведного Симеона Богоприимца в Зверином монастыре; в Пскове – в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря. М.Н. Соколова делала копии росписей Дионисия (1502 г.) в Ферапонтовом монастыре (с 2010 г. хранятся в музее Андрея Рублёва; одна – в частном собрании). Она понимала, что необходимо сохранять и развивать древние иконописные традиции. В письме «Об иконописи» 1930 г., адресованном художником и иконописцем графом Владимиром Алексеевичем Комаровским Сергию Мечёву, упоминается М.Н. Соколова, которая «прекрасно усвоила технические приёмы иконописания..., стремится не только копировать, но и войти в сферу свободной композиции». Эти годы были для М.Н. Соколовой периодом творческого становления как иконописца. Возрастая духовно, она обратилась к Сергию Мечёву за благословением на монашеский постриг. Он ответил, что сейчас время особого служения ближним: «Заживите по-настоящему для Господа и Его жизнью и почувствуете, что идёте тем же путём, что и иноки…» В 1930 г., незадолго до закрытия церкви святителя Николая в Клённиках, М.Н. Соколова выполнила 13 акварелей интерьера храма (архив церкви святителя Николая в Клённиках) и копию с храмовой Казанской иконы Божьей Матери (церковь Новомучеников и исповедников Российских в Бутове). 28 сентября 1933 г. М.Н. Соколова вместе с Сергеем Алексеевичем Никитиным (впоследствии епископ Стефан) участвовала в перенесении св. мощей праведного Алексия Мечёва с ликвидировавшегося Лазаревского на Введенское (Немецкое) кладбище и была свидетельницей того, что мощи пребывали нетленными. В конце 1920 – 1930 гг., когда начались преследования духовенства и прихожан храма, жизнь М.Н. Соколовой находилась в постоянной опасности, т.к. сосланный священномученик Сергий благословил нуждающимся в духовной поддержке обращаться к ней. В это время М.Н. Соколова написала много миниатюрных (10х7 см) икон праздников и избранных святых для тайных богослужений на квартирах. В 1930–1940 гг. М.Н. Соколова продолжала накапливать знания и материалы в области иконописания, выполняя многочисленные копии с древних икон из частных собраний и создавая на их основе новые образы. Копирование стало для неё и ступенью познания иконописного дела, и вдохновенным творчеством. В 1928–1939 гг. М.Н. Соколова преподавала в организованном ею иконописном кружке при маросейской общине. Особое место в её творчестве занимала тема русских святых. В конце 1920 – начале 1930 гг. по благословению Ковровского епископа, священноисповедника Афанасия (Сахарова) она работала над иконой «Все святые, в земле Русской просиявшие».

 



 
PR-CY.ru