ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - Страница 11

Текст Священного Писания является органической частью гомилии, по ходу толкования Исихий Иерусалимский часто ссылается на него. Согласно Армянскому лекционарию, Книга Иова читалась в Иерусалиме в первой половине V в. Тем не менее, деление Книги Иова на перикопы в «Комментарии» Исихия Иерусалимского не соответствует делению Армянского лекционария. Кроме того, речи друзей Иова, комментируемые Исихием Иерусалимским, не входили в состав литургических чтений лекционария. Грузинский лекционарий, отражающий иерусалимскую практику второй половины V в., содержит речи друзей Иова, но предлагает такое деление книги на перикопы, которое также не соответствует делению «Комментария». Исследователи полагают, что Исихий Иерусалимский комментировал не литургические чтения, а разделил Книгу Иова по своему усмотрению на отдельные, логически связанные отрывки. Пролог, следующий после библейского текста, значительно варьируется в гомилиях как по размеру, так и по содержанию, однако он всегда риторически насыщен, окрашен эмоционально, поэтичен. Как правило, тема пролога почти не связана с основной частью «Комментария»: Исихий Иерусалимский начинает рассуждение нравоучительного характера с какой-либо отвлечённой идеи и развивает его, ссылаясь на примеры библейских персонажей, в том числе, как бы в заключение, на пример Иова. Среди наиболее важных тем прологов – тема духовной борьбы против искушений и искусителя и тема стяжания добродетелей, которые явил в своей борьбе Иов. В основной части гомилий Исихий Иерусалимский последовательно комментирует каждый стих или фразу библейского отрывка. Фразы различны по объёму и не совпадают с соответствующими леммами комментариев Дидима Слепца, некоего Юлиана Арианина, Иоанна Златоуста или Олимпиодора Александрийского, что указывает на самостоятельность труда Исихия Иерусалимского. По структуре комментарий похож на собрание кратких глосс, объединённых лишь библейским текстом; иногда, однако, Исихий Иерусалимский делает обширные отступления, касающиеся не конкретной фразы, а идеи отрывка в целом, приводит цитаты из Ветхого и Нового Заветов или использует библейские образы. В заключении каждой гомилии содержится краткий призыв к добродетельной жизни, который, как правило, связан с последним комментируемым стихом, а также славословие «Отцу, Сыну и Святому Духу», Богу, Троице, Господу. Гомилии на Книгу Иова, по мнению исследователей, были произнесены в Иерусалиме в церкви Святого Сиона. Аргументы против этого предположения, такие как значительный объём гомилий, цитирование автором вариантов перевода некоторых библейских стихов, несоответствие деления библейского текста гомилий литургическим чтениям Иерусалимской церкви, не выдерживают критики: в самих гомилиях есть прямые указания на предполагаемую аудиторию и обращения к слушателям, собравшимся в церкви. В пятой гомилии Исихий Иерусалимский восхваляет Сион, «арену поста, брачный чертог любомудрия», и добавляет затем: «Мы собрались в этом же самом месте». Армянский лекционарий указывает, что чтения из Книги Иова совершались каждую пятницу Великого поста в церкви Святого Сиона. Хотя в самом тексте гомилий нет указаний на Великий пост, именно этот период церковного года кажется исследователям наиболее вероятным временем произнесения бесед Исихием Иерусалимским.

 



 
PR-CY.ru