ИСИХИЙ СИНАИТ - Страница 3

Центральная тема «Глав» Исихия Синаита – «трезвение», к которому направлен весь путь духовной жизни. Трезвение тождественно другим понятиям, таким как «внимание», «хранение ума», «сердечное безмолвие», «чистота сердца» (ср.: Мф. 5:8). Следуя Евагрию Понтийскому, Исихий Синаит определяет трезвение как «философию мысли» или «деятельную философию ума» (в переводе святителя Феофана – «любомудрие»). Подвиг состоит не столько во внешних проявлениях аскезы, сколько во внутренней брани с помыслами; их необходимо уничтожать в момент их возникновения, а не бороться с их последствиями. Существует несколько видов трезвения, которые соответствуют трём (или четырём) ступеням внутренней борьбы: «Первое дело – внимание; потом, когда заметим, что подошёл вражий помысел, бросим на него с гневом слова проклятия из сердца; третье за тем дело – помолиться о нём, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа»; в других главах порядок брани имеет четыре ступени: смирение, внимание, противоречие и молитва. Исихий Синаит даёт классический анализ развития греха: 1) прилог; 2) сочетание, «когда наши помыслы и помыслы лукавых демонов смешиваются»; 3) сосложение, «когда обоего рода помыслы сговорятся на зло и порешат между собою, как быть»; 4) деяние, или грех. Внутренняя брань происходит внутри сердца, поэтому нужно, чтобы ум встал у дверей сердца и охранял его от помыслов, как от страстных, так и от кажущихся добрыми. Сердце – это целый внутренний мир, глубокий, как бездна; в нём есть своя земля, своё небо и свой воздух. Эти образы сближают Исихия Синаита с мистическим языком Диадоха, епископа Фотикийского, и автора Макариевского корпуса. Борьба сложна и опасна не только для начинающих, но и для тех, у кого уже есть опыт «внутренней невещественной брани». В этой брани помогает причащение Святых Таин, т.к. Тело Христово, входя в нас, отгоняет от сердца лукавых духов. Трезвению сопутствуют две вещи: память о смерти, которая ценна для подвижника тем, что освобождает его ум от заботы о телесном, и непрестанная молитва Иисусова, учение о которой у Исихия Синаита шире и подробнее, чем у предшественников (Диадоха Фотикийского, Иоанна Лествичника и др.). Иисусова молитва, согласно Исихию Синаиту, является оружием против помыслов и демонских прилогов, а также средством, которым достигается созерцание и просвещение. Молитва постепенно наполняет человека светом: сначала «появляется словно некий светильник», «потом как бы луна» и, наконец, Христос, Солнце Правды, Которое восходит в сердце и освещает его. Подвижник призван «дышать Иисусом Христом», соединять имя Иисусово со своим дыханием, дабы множественность помыслов была преодолена единой мыслью о Господе. Исихий Синаит подчёркивает, что высшая ступень духовной жизни, просвещение, является преимущественно результатом трезвения и внимания, а не следствием каких-либо других аскетических практик или добродетелей. Истинный монах все свои силы направляет на то, чтобы жить в духовном трезвении; однако, сокрушается автор, такое монашеское делание «крайне редко ныне у монахов»; «внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд – сделать монахом человека внутреннего».

 



 
PR-CY.ru