ИСИХИЙ СИНАИТ

ИСИХИЙ СИНАИТ, Синайский (VII–IX вв. или вторая половина XII в.) – преподобный, игумен монастыря в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина». Упоминается также как Исихий пресвитер (ошибочно – пресвитер иерусалимский, из-за смешения с Исихием Иерусалимским в рукописях и в изданиях сочинений Исихия Синаита). Известен как автор «Слова душеполезного спасительного о трезвении и добродетели в главах», классического исихастского сочинения, антологии учения о трезвении и молитве Иисусовой. Отдельная память празднования отсутствует из-за смешения с Исихием Иерусалимским. Об Исихии Синаите исследователям ничего не известно, кроме того, что он был игуменом Синайского монастыря, о чём свидетельствуют заголовки его сочинения в части рукописной традиции. На основании того, что в «Сотницах» цитируются Максим Исповедник и Иоанна Лествичник, исследователи установили, что автор жил после VII в. Сочинение Исихия Синаита никем не цитируется, а его имя не упоминается в рукописях до середины XIII в.; самая древнюю рукопись «Сотниц» Исихия Синаита исследователир датируют 1267 г. Ж. Киршмайер отвергает попытки некоторых учёных ограничить время жизни Исихия VIII веком на основании параллелей «Сотниц» с «Завещанием» Феодора Студита. А. Риго относит деятельность Исихия Синаита ко времени второй волны исихастского движения, предлагая новую датировку – вторая половина XII в. (и говоря об Исихии Синаите как о современнике Неофита Затворника). Единственным дошедшим до настоящего времени сочинением Исихия Синаита является «Слово душеполезное спасительное о трезвении и добродетели в главах», или «Сотницы», или «Главы» (лат. «Capita de temperantia et virtute»). Существует в пространной (200–203 главы) и краткой (24 главы) редакциях. Количество глав в пространной редакции варьируется в рукописях из-за того, что из первоначальных двух сотен глав (о своём сочинении как о двух сотнях глав Исихий Синаит говорит сам) некоторые подверглись разбивке. Главы краткой редакции расположены по алфавиту, не следуют порядку глав в пространной редакции и воспроизводят около половины её объема. П. Христу предлагает считать самого Исихия Синаита автором краткой редакции; однако издательница краткой алфавитной редакции бельгийская исследовательница М. Вегеман (как и А. Риго) полагает, что краткая редакция была составлена позднее анонимным компилятором. То же подразумевает схолия, оставленная читателем XVIII в. на полях рукописи: «Да будет известно, что глав, написанных святым Исихием Феодулу, не 24, а две сотни. 24 были выбраны из 200; и желающему их переписать, думаю, стоит предпочесть этим 24 те 200». Обе редакции адресованы Феодулу, однако в пространной редакции встречается также обращение «чадо Тимофее», что, по мнению исследователей, может быть или ошибкой переписчика, или своеобразной аллюзией на апостола Павла (ср.: 1 Тим. 1:22 и др.); в таком случае, по мнению исследователей, имя Тимофей нужно понимать в этимологическом смысле, т.е. «чадо, чтящее Бога». В II 100 зашифровано имя автора – «соименник безмолвия, исихии».

 



 
PR-CY.ru