ИОНА, Плишка, Малый - Страница 3

Эти события описаны царевичем в статье «Сие исповедание известно, еже кым преписано бысть Житие святаго отца нашего Антония» (Российская национальная библиотека, 1570 гг.). Созданное Ионой Житие Антония практически целиком вошло в новую редакцию произведения, написанную в 1579 г. царевичем Иваном Ивановичем, на неё ориентировались составители Сийской и Проложной редакций текста на рубеже XVI и XVII вв., автор новой переработки произведения в 1660 гг. игумен Антониева Сийского монастыря Феодосий, а также архимандрит Антониева Сийского монастыря Никодим, с чьим именем связано появление в XVIII в. Виршевой и Исторической редакций. Исследователям известны 37 списков Жития Антония XVI–XIX вв. в редакции Ионы: 13 списков XVI–XIX вв. с описанием 14 посмертных чудес (в основном, вместе со службой Антонию в редакции Ионы); 14 списков XVII–XIX вв. с 16 чудесами (с середины XVII в. Житие переписывалось вместе со службой в редакции печатной Минеи); пять списков XVI–XVII вв. с 19 чудесами (в комплексе со службой в редакции царевича Ивана Ивановича); пять списков XVII–XVIII вв. с неопределённым количеством посмертных чудес. 11 списков XVI–XIX вв. Жития Антония в редакции Ионы принадлежали Антониеву Сийскому монастырю. Из них рукопись Российской национальной библиотеки была написана по заказу Николая Григорьевича Строганова и вложена им в 1597 г. в сольвычегодский храм Благовещения Пресвятой Богородицы, затем подарена Антониеву Сийскому монастырю. Два богато оформленных списка Жития в редакции Ионы созданы попечением игумена Антониева Сийского монастыря Феодосия (1644–1652, 1662–1687 гг.), который способствовал распространению почитания основателя обители (Исторический музей, 1648 г.; Российский государственный архив древних актов, 1682 г.). Последней рукописью игумен Феодосий благословил государственного деятеля, дипломата, библиофила Артамона Сергеевича Матвеева и его сына двинского воеводу и окольничего Андрея Артамоновича Матвеева. Обе рукописи украшены миниатюрами, причём в отношении рукописи Исторического музея исследователи предполагают, что иллюстрации в ней выполнены игуменом Феодосием (миниатюры из данного списка неоднократно воспроизводились). В 1584 г. по заказу братии Павлова Обнорского во имя Святой Троицы монастыря Иона написал Житие Сергия Нуромского («Месяца октября в 7 день. Сказание мало отчасти о житии, и о прехождении на место сие, и о чюдесех, и о преставлении, и о явлении преподобнаго отца нашего Сергия, Обнорскаго, Вологодцкаго чюдотворца, иже на реце на Нурме, и собеседника преподобному Павлу чюдотворцу» – Российская национальная библиотека, 1620 гг.). Материалом для Жития послужили записки игумена Обнорского монастыря Протасия, основанные на монастырском предании о преподобном, которое восходило к рассказам Алексия, постриженика и ученика преподобного Сергия.

 



 
PR-CY.ru