ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ - Страница 5

Подобным образом Гильберт Порретанский критиковал и немногим отличающееся от августиновского тринитарное учение Пьера Абеляра, согласно которому один и тот же Бог согласно могуществу есть Отец, согласно премудрости – Сын, согласно благости – Святой Дух. Таким образом, сам Гильберт Порретанский полагал, что Отец, Сын и Святой Дух суть одно и то же благодаря единичности сущности (essentiae singularitate), которая истинно сказывается в Них, но не один и тот же (non ipse); поскольку этим именам не подлежит одна ипостась (una), т.е. один-единственный самостоятельно сущий (subsistens unus et solus), который в различном смысле есть Отец, Сын и Святой Дух. Ведь три Лица суть не единоипостасные, а единосущные, т.е. принадлежат не одному самостоятельно существующему или сущему, но одной субсистенции или сущности. Помимо Боэция определённую роль в формировании тринитарного учения Гильберта Порретанского сыграл его далёкий предшественник на епископской кафедре – святитель Иларий Пиктавийский, на сочинения которого (равно как и на сочинения некоторых греков), Гильберт Порретанский ссылался в своё оправдание на Соборе в Реймсе. Так же как и Гильберт Порретанский, Иларий Пиктавийский следовал греческим богословам при проведении различия в Боге между сущностью как общим и ипостасями как частным; причём для обозначения последних он также использовал термины «res» («вещь», у каппадокийцев) и subsistens («самостоятельно сущий», у каппадокийцев). Ещё одно положение, в котором тринитарное учение Гильберта Порретанского отличалось от господствовавшей латинской традиции и которое также было подвергнуто критике на Соборах в Сансе и Реймсе, – то, что Божественные Лица как три самостоятельно сущие Ипостаси лишь характеризуются личными свойствами, но не тождественны им. В качестве личных свойств (proprietates personales) трёх Божественных Лиц он указывал такие, как порождение (generatio), рождество (nativitas), связь (connexio) или отцовство (paternitas), сыновство (filiatio), связь. При этом вслед за Боэцием он полагал, что, поскольку предикация личных имён основана на отношении Лиц друг к другу (relativa praedicatio), три Лица отличаются друг от друга только отношениями (relationibus). В учении о Святом Духе Гильберт Порретанский следовал за Аврелием Августином. Святой Дух – это Дух Отца и Сына (Spiritus amborum, utrorumque Spiritus), поскольку Он, во-первых, исходит от Них обоих (ab utroque procedit) и, во-вторых, как связующий принцип (connexio) связывает Их друг с другом. Здесь ему не удалось преодолеть инерцию западного подхода к тринитарному вопросу, так что третье Лицо Святой Троицы у него, как и у Августина Блаженного, теряет свою постулируемую ипостасность и становится чистым отношением. В описании тварного мира Гильберт Порретанский соединял христианскую концепцию творения с платоно-аристотелевским гилеоморфизмом, полагая, что происхождение тварных сущих можно объяснить, исходя из признания трёх начал (principia): Бога Творца, Которым они сотворены; идей, от которых как от образцов они произошли; и материи, в которой они были помещены. На самой вершине иерархии сущего находится Бог, Который, будучи высшей и первичной сущностью и самим Бытием, является источником сущности и бытия для всего остального и поэтому называется «бытием всего сотворённого» (omnium creatorum esse). При этом он полагал, что Бог, будучи чистой, простой и первой формой (prima forma), которая тождественна Его сущности, сообщает сущность и бытие всему сущему посредством множества первичных форм (primariae formae), или идей (idae) – простых, вечных и чистых сущностей (sincerae substantiae), умопостигаемых видов (intelligibiles species), существующих независимо от материи. Основных чистых сущностей – четыре: огонь, воздух, вода и земля.

 



 
PR-CY.ru