ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ - Страница 7

В единичных вещах она совпадает с формой, которая определяет специфическое бытие вещи, а то, что существует благодаря этой сущности, или субсистенции, – это сама индивидуальная вещь, которая называется также «самостоятельно сущим», или «субсистирующим существом» (subsistens). Это субсистирующее существо, в свою очередь, называется субстанцией (substantia), поскольку оно является носителем акциденций, и личностью (persona), если оно относится к разумной природе. Вместе с субсистенцией вещи сообщается и множество других сопутствующих свойств, относящихся к силе субсистенции (ad potentiam subsistentiae). Поскольку же всякая тварная вещь состоит из множества частей, из которых складывается её определённое бытие, Гильберт Порретанский вслед за Боэцием полагал, что она отличается сама от себя и не есть то, что она есть. Согласно Гильберту Порретанскому, то, что в реальности представляет собой одно целое (конкретная вещь), человеческий разум способен рассматривать по отдельности (separatim) и абстрактно (abstractim). Вначале он посредством чувств (sensus) воспринимает врождённую форму, мысленно абстрагируя её от тела и запечатлевая в памяти посредством воображения (imaginatio); затем с помощью рассудка (ratio) сопоставляет её с другими формами, на которые она похожа и вместе с которыми образует единую группу (collectio), и таким образом достигает первой видовой субсистенции. Производя же операции над группой сходных видов, разум приходит к родовой субсистенции. Таким образом, согласно Гильберту Порретанскому, универсальные понятия (виды и роды) образуются при естественном познании на основе индуктивного опыта конкретных единичных вещей, являясь результатом процесса абстрагирования их сходных существенных признаков (врождённых форм), и возникновения на основе этого процесса умопостигаемых групп. Помимо чувственного и рассудочного познания Гильберт Порретанский знал и умственное (intellectualis) познание. В самом деле, человеческий ум (intellectus) не ограничивается сферой природных и математических объектов, но стремится выйти за пределы вообще всех тварных вещей и врождённых форм, чтобы достичь созерцания их образцов – первичных форм (или идей), а через них и созерцания Самого Бога как первой формы. Этот же процесс познания соответствует иерархии наук, восходящих от естественных через математические к богословским. Из этого вытекает решение Гильберта Порретанского проблемы универсалий. Как и многие схоласты его времени, он признавал троякое существование универсалий: до вещей (первичные идеи-образцы), в вещах (врождённые формы) и после вещей (в мысленной абстракции). Несмотря на критику отдельных положений учения Гильберта Порретанского, его широкая популярность привела к возникновению целой школы последователей (порретан). Под его сильным влиянием находились Иоанн Солсберийский (1115/1120 – 1180 гг.), Алан Лилльский (около 1120 – 1202 гг.), Николай Амьенский, Радульф Ардент, Симон из Турне и др. Учение Гильберта Порретанского и его последователей сыграло важную роль в истории западной средневековой философии и богословия, поскольку способствовало распространению той формы платонизма, которую можно назвать реализмом сущностей и которая впоследствии получила новую поддержку со стороны философии Ибн Сины (980–1037 гг.). Соч.: Комментарии к трактату Божция «Против Евтихия и Нестория» // Вопросы философии, 1998, № 4.



 
PR-CY.ru