ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих - Страница 26

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 гг.) в письме к брату М.М. Достоевскому (30 января – 22 февраля 1854 г.) просил его наряду с трудами отцов церкви и по истории церкви прислать «Коран», «Критику чистого разума» Канта и «непременно Гегеля, в особенности Гегелеву «Историю философии». С этим вся моя будущность соединена!» Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824–1887 гг.) написал магистерскую диссертацию в Московской духовной академии, посвящённую исследованию философии Гегеля. В первой части, опубликованной в 1891–1892 гг. под названием «Онтология Гегеля», приводился перевод первой главы «Феноменологии духа» и её краткий разбор. В 1858–1859 гг. Пётр Лаврович Лавров (1823–1900 гг.) в журнале «Библиотека для чтения» напечатал три статьи под общим названием «Гегелизм», в которых на основе книги Рудольфа Гайма (1821–1901 гг.) «Гегель и его время» крайне путанно и бессвязно излагал отдельные учения Гегеля; единственным положительным результатом этих статей стал перевод книги Р. Гайма на русский язык в 1861 г. Прокофием Яковлевичем Соляниковым. В середине XIX в. появляются некоторые основные сочинения Гегеля на русском языке: «Курс эстетики, или Наука изящного» в переводе Василия Ивановича Модестова (1839–1907 гг.), «Энциклопедия философских наук» в переводе В.П. Чижова (М., 1860–1868 гг. Т. 1–3). Памфил Данилович Юркевич (1826/1827 – 1874 гг.) в работе «Идея» (1859 г.), исследуя учение Гегеля об абсолютном в его отношении к логической идее и бытию, отмечал, что новое понимание абсолюта как диалектического процесса позволяет глубже понять смысл «идеи», вместе с тем он считал ошибочным отождествление духа с сознанием и усматривал в этом отождествлении коренную ошибку философии Гегеля. П.Д. Юркевич писал: «Тщетно мы пытались бы, следуя за Гегелем, вступить наконец в мир духовный; мы можем войти только в мир мысли». В рецензии 1861 г. «По поводу статей богословского содержания, помещённых в “Философском лексиконе”» Юркевич критиковал философа-идеалиста Сильвестра Сильвестровича Гогоцкого (1813–1889 гг.) за то, что он, следуя Гегелю, отождествил бытие Бога с Его познаваемостью (мыслимостью). Вехой в знакомстве русского читателя с философией Гегеля стали труды С.С. Гогоцкого – книга «Обозрение системы философии Гегеля» и близкая по содержанию обширная статья «Гегель» во втором томе «Философского лексикона». Уступая Юркевичу в глубине анализа, Гогоцкий впервые в русской литературе наряду с биографией и кратким обзором основных произведений подробно осветил все части философии Гегеля. К её недостаткам он относил, во-первых, отождествление безусловного, или абсолюта, с человеческим мышлением, во-вторых, ограничение безусловного рамками его проявления в земной, исторической реальности, в-третьих, абсолютизацию государства и, наконец, умаление христианства. Одним из лучших знатоков философии Гегеля в России был Владимир Сергеевич Соловьёв. Воздавая должное немецкому философу, он вместе с тем рассматривал философию Гегеля как завершение всего западного рационализма, его последний и конечный пункт. Уже в магистерской диссертации «Кризис западной философии», а затем в «Философских началах отвлечённого знания» В.С. Соловьёв выдвинул против учения Гегеля ряд метафизических, логических и нравственных аргументов. Он утверждал, что Гегель гипостазировал абсолютную идею в её логико-понятийной форме, отождествил истинно сущее с формами человеческого мышления, «имманентную диалектику нашего мышления с трансцендентным логосом самого сущего».

 



 
PR-CY.ru