ГАЛЕРЕЯ - Страница 4

С XII в., по мере формирования древнерусского типа храма на четырёх опорах с девятидольным планом и тремя притворами, началось активное строительство внешних наземных галерей, которые часто соединяли между собой притворы и служили местом погребения (особенно в монастырях); в них иногда освящали особые приделы. Такие галереи могли сооружать и после окончания основного строительства (Михайловская церковь в Переяславле, 1089 г., галерея 1090 г.; церковь святых Петра и Павла, середина XII в., галерея второй половины XII в. и церковь святого Иоанна Богослова в Смоленске, 1160–1170 гг., галерея второй половины XII в.). Галереи были широко распространены как в южных княжествах, так и на северо-востоке Руси (церковь Покрова на Нерли, 1166 г.; Успенский собор во Владимире, 1158–1160 гг., галерея 1185–1189 гг.), где встречаются и их романские типы (переход на аркаде, соединявший собор с башней и дворцом, в монастыре в Боголюбове). О развитии галереи в послемонгольский период сведений не сохранилось, но с рубежа XV–XVI вв. в русской архитектуре появились двухъярусные галереи-гульбища с аркадами по наружной стене, окружавшие храмы с трёх сторон (Благовещенский собор Московского Кремля, 1484–1489 гг., второй ярус галереи – тогда же или в 1505–1508 гг.; собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, 1506–1515 гг.; собор Покровского монастыря в Суздале, 1510–1513 гг.). Сооружение внешних крытых галерей к концу XVI в. стало устойчивой традицией при строительстве храмов как на подклетах (церковь святителя Петра, митрополита Московского, в Переславле-Залесском, 1592 г.), так и без подклетов (Троицкий собор Герасимова Болдинского монастыря, 1585/1586 – 1591 гг.). Особое значение галереи второго яруса приобрели в русско-итальянских памятниках XVI в., где они охватывали храмы с четырёх сторон, включая и восточную (церковь Вознесения Господня в Коломенском, 1532 г.). Этот своеобразный внешний амбулаторий сохранялся в ряде памятников до середины XVI в. (собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, 1555–1560 гг., зодчие Барма и Посник), затем исчез. Вторично такие галереи были введены в середине XVII в. в строительстве патриарха Никона (Успенский собор Валдайского Иверского монастыря, 1655–1656 гг.; собор Новоиерусалимского монастыря, 1656–1685 гг.) и стали распространённым решением для центрических храмов на подклетах в эпоху нарышкинского барокко (Сергиевская церковь Высокопетровского монастыря в Москве, 1690–1694 гг.; церковь Покрова в Филях, 1693 г.; церковь Успения на Покровке, 1696–1699 гг., архитектор Пётр Потапов, не сохранилась). В монастырях Руси не было клуатров, но периметральный обвод галереей всей территории – распространённое явление с XVI в.: обходная боевая галерея вдоль монастырской стены была обязательным элементом как в боевых «государевых крепостях», так и в традиционных декоративно-символических оградах (стены Кириллова Белозерского монастыря, середина – конец XVII в.).



 
PR-CY.ru