ГАЛЕРЕЯ - Страница 2

С IX в. некоторые византийские церкви имели внешние крытые галереи: храм Христа Акаталепта в Константинополе (середина – вторая половина IХ в.) окружала с трёх сторон галерея, сообщавшаяся тройными аркадами на колоннах с южной и северной ветвями планового креста; к церкви святого Феодора (Килисе-джами) в Константинополе (XI в.) с северной и южной сторон примыкали галереи, открывавшиеся высоким проёмом в храм, а с западной стороны соединявшиеся с нартексом. В палеологовскую эпоху внешние галереи трансформировались в полуоткрытые портики с чередованием проёмов в виде аркад с тонкими полуколонками и нишами (храмы святых Пантелеимона, XII в., и Екатерины, конец XIII в., в Фессалонике). Открытые галереи примыкали снаружи к северной (первая половина XII в.) и южной (до 1180 г.) церквам монастыря Пантократора (Зейрек-джами) в Константинополе, к северному фасаду храма Афендико монастыря Вронтохион, к церкви Богородицы Пантанассы в Мистре (около 1430 г.). В Закавказье внешние галереи известны исследователям уже с V в.: так, Болнисский Сион (478–493 гг.) имел открытую галерею с северной стороны; к храмам в Текоре (V в.), Ереруйке (V в.), Двине (конец V в.), Одзуне (VII в.) примыкали галереи, сооружавшиеся с одной, двух или трёх сторон зданий; собор Светицховели в Мцхете (1010–1029 гг., зодчий Арсукидзе) имел открытые галереи по продольным фасадам здания (утрачены в XIX в.). Хоры в храмах Грузии появились с VII в.: в Цроми (626–634 гг.) они располагались над нартексом. В X–XI вв. такие галереи были обязательной частью кафедральных соборов: церковь Квелацминда в Гурджаани (VIII–IX вв.) имела U-образные в плане хоры; в соборе Баграта в Кутаиси хоры (построены в 1003 г.) располагались с трёх сторон планового западного рукава; в церкви святого Георгия в Алаверди (начало XI в.) хоры находились во втором ярусе боковых нефов. Внешние галереи, располагавшиеся выше боковых нефов, имели некоторые базилики в Сирии, а также, по одной из версий, церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе (908 г.). В церковных постройках Запада галереи появились в каролингской архитектуре: дворцовая капелла Карла Великого в Ахене (около 800 г.), построенная в подражание церкви Сан-Витале в Равенне, имела галерею в верхнем ярусе. В оттоновский период галереи над боковыми нефами базилик использовали для размещения дополнительных алтарей, мест для певчих и т.д. (церковь святого Кириака в Гернроде, XI в.). Галереи над боковыми нефами сооружали в романских храмах (церковь Сен-Реми в Реймсе, 1005–1045 гг.; церковь Сент-Этьен в Кале, 1065–1081 гг.); U-образную планировку имела галерея церкви Сен-Сернен в Тулузе (1096–1250 гг.).

 



 
PR-CY.ru