ГАЛЕРЕЯ - Страница 3

Важной особенностью романской архитектуры исследователи называют «карликовую» галерею (dwarf) с аркадой, идущую вдоль стены снаружи здания, которая стала прообразом аркатурных поясов. В готическую эпоху в связи с изменением конструктивного решения зданий галереи исчезли из храмовых интерьеров. Аркбутаны, перекинутые над пониженными боковыми нефами, позволили устраивать подобие галерей, охватывающих собор на уровне кровли боковых нефов (собор в Шартре, 1194 – около 1230 гг.). В историографии французской архитектуры термин «галерея» применяется и для обозначения в готических постройках так называемых галерей королей, представлявших собой горизонтальные ярусы на фасадах храмов со статуями библейских царей (собор Парижской Богоматери, 1163–1250 гг.), которых впоследствии стали отождествлять с королями Франции. Важнейшую роль играли галереи в монастырской архитектуре Европы, где они обычно связывали все здания ансамбля в единое целое. В их типологическом многообразии особенно исследователи выделяют наземную четырёхстороннюю галерею, часто с архитектурно и скульптурно украшенной аркадой и парапетом, располагавшаяся вокруг внутреннего дворика монастыря (см. ст. Клуатр). Она стала наиболее узнаваемым элементом и символом регулярной монастырской планировки, что отражено в одном из общеевропейских названий монастыря – cloister. С эпохи Средневековья и до XIX в. обведённый четырёхсторонней галереей внутренний двор был часто используемой формой западноевропейского церковного кладбища (Кампосанто в Пизе). Структура древнерусских храмов, следующая византийской традиции, также предполагала сооружение галереи. Так, Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.), четырёхстолпный храм типа вписанного креста, имел хоры над боковыми нефами и нартексом. В соборах Святой Софии Киевской (1037 г.) и Новгородской (1045–1057 гг.) хоры, окружавшие соборы с трёх сторон, были вынесены за пределы крестово-купольной части храма (по мнению исследователей, то же в соборе в Полоцке, первая половина XI в.; в церкви мученицы Ирины в Киеве, 1037 г.). В этих храмах исследователи видят константинопольскую традицию сооружения двухъярусного обхода купольного квадрата. Во второй половине XI в. хоры стали устраивать лишь над нартексом и западнымми углами основного пространства храма, располагая их на значительной высоте (Михайловский собор Выдубицкого монастыря в Киеве, 1070 г.; Успенский собор Печерской лавры, 1073–1077 гг.; церковь святых Бориса и Глеба в Вышгороде, 1070 гг.). Предназначались хоры в древнерусских церквах для высокопоставленных лиц и, возможно, для монахов.

 



 
PR-CY.ru