ГАЛЕРЕЯ

ГАЛЕРЕЯ – один из основных пространственных элементов в архитектуре, известный всем направлениям христианского храмостроительства; архитектурно оформленная периферийная часть здания, обрамляющая его ядро, или внешний переход, соединяющий отдельно стоящие объёмы. Используется для прохода вдоль (или обхода вокруг) основного пространства здания, в церковной архитектуре – для размещения части верующих (в ряде случаев для отделения их от общего числа молящихся) и для осуществления особых функций (нартекс, кладбище, придел и др.). Галерея обычно открыта внутрь или/и наружу здания, для чего одна (или более) из её стен заменена колоннадой, аркадой или баллюстрадой; существуют полностью открытые галереи, без кровли. Наиболее ранними в христианской архитектуре считаются галереи, представляющие собой проходы над боковыми нефами базиликальных храмов, отделённые от основного пространства колоннадами на уровне второго яруса; эти галереи ведут происхождение от дохристианских базилик (см. ст. Базилика христианская) и, в свою очередь, от греческой стои. Внутренние галереи второго яруса византийских и русских храмов называют хорами, гиниконитами, матронеями, а средневековых европейских построек – эмпорами (от нем. «empore» – «возвышение»). Их назначение в служебно-литургическом строе исследователи до конца не выяснили; они связывают их с местом в храме, предназначенным для женщин, новообращённых, императора и императрицы. Галереи этого типа были в плане прямоугольными (базилика святого Гроба Господня, 325–326 гг., освящена в 336 г.; церковь святых Апостолов в Константинополе, 337 г.), U-образными, расположенными и над боковыми нефами, и над нартексом (храмы в Константинополе: святого Иоанна Студита, 463 г.; Богородицы Халкопратийской, 450–460 гг.; святой Ирины (Мира), после 532 г.; Святой Софии, 532–537 гг.), или круговыми (церковь святых Сергия и Вакха в Константинополе, 527–536 гг.). Постройки с центрическим планом окружали амбулаториями с галереями над ними (церковь святого Иоанна Предтечи (Продрома) в Евдаме, до 560 г.), которые сохраняли своё значение и в крестово-купольных храмах (церковь Святой Софии в Фессалонике, первая половина VII в.). Иногда галереи размещали только над нартексами крестово-купольных храмов (церковь Богородицы монастыря Липса (Фенари-Иса-джами), 907 г.; церковь Христа Пантепопта (Эски-Имарет-джами) в Константинополе, 1081–1087 гг.; церковь Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028 г.).

 



 
PR-CY.ru