ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (вторая половина XIV в. – после 1443 г.) – иеромонах Троице-Сергиева монастыря, ученик Сергия Радонежского, агиограф, преподобный (память в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых). Сведения о Епифании Премудром исследователи заимствуют из его сочинений. Поскольку в них содержится критика политики великого князя Ивана I Даниловича Калиты в Ростове, исследователи предполагают немосковское происхождение книжника. По мнению исследователей, Епифаний Премудрый принял постриг в ростовском монастыре во имя Григория Богослова (Затворе), имевшем во второй половине XIV в. богатую библиотеку. Епифаний Премудрый писал о своей дружбе в 1370 гг. со Стефаном (впоследствии ставшим епископом Великопермским) в Затворе, книжники часто спорили о толковании текстов. По наблюдениям Василия Осиповича Ключевского, Епифаний Премудрый хорошо знал Новый и Ветхий Заветы, Псалтирь, святоотеческую и житийную литературу. Как полагают исследователи, в Ростове вместе со Стефаном изучал греческий язык. Полученные знания использовал в своих путешествиях в Константинополь, на Афон и в Иерусалим, о которых исследователям известно из его сочинений (ряд исследователей отождествляют Епифания Премудрого с иноком Епифанием, автором «Сказания о пути к Иерусалиму»), путешествия Епифаний Премудрый мог совершить в 1380 гг. – начале XV в. Из ростовской обители он перешёл в Троице-Сергиев монастырь (по мнению исследователей, это могло произойти вскоре после 1379 г., когда Стефан оставил Затвор, намереваясь отправиться с миссионерской проповедью к зырянам). По предположению Бориса Михайловича Клосса, Епифаний Премудрый принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре 12 мая 1375 (данная точка зрения не принята другими исследователями). Став учеником Сергия, Епифаний Премудрый начал делать записи о жизни святого после его кончины, последовавшей осенью 1392 г. В 1390 гг. Епифаний Премудрый переселился в Москву. Он отсутствовал в столице весной 1395 г., когда там скончался Стефан Пермский. Почившему святителю было посвящено первое сочинение Епифания Премудрого, написанное, как полагают исследователи, вскоре после кончины святого, – Житие святителя Стефана (исследователям представляется неубедительной датировка Жития сентябрём 1406 г. – мартом 1410 г.). При написании Жития Епифаний Премудрый опирался как на собственные воспоминания, так и на сведения, полученные от других людей. Уже для этого произведения характерен присущий ему историзм: пристальное внимание к фактам, детализированность их изложения. Епифаний Премудрый отмечает близкое знакомство Стефана с великим князем Василием I Дмитриевичем, с митрополитом Киприаном, сообщает важные сведения о церковной жизни Ростова и Москвы в 1370 – начале 1390 гг., о новообразованной Великопермской епархии, перечисляет князей, правивших в Северо-Восточной Руси в 1395–1396 гг. Житие Стефана известно исследователям более чем в 20 полных списках XV–XVII вв., не считая сокращённых вариантов и выписок; наиболее ранний список – Российская национальная библиотека, 1480 г. Как полагают исследователи, ко времени написания Жития Стефана Епифаний Премудрый ещё не был рукоположён во иерея (автор себя называет «худым и недостойным, убогим иноком», «иноком списающим»).

 



 
PR-CY.ru