ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ - Страница 3

Исследователи предполагают, что Епифаний Премудрый не успел закончить свой труд и просил Пахомия, прибывшего в Троице-Сергиев монастырь около 1443 г., его продолжить. Пахомий Логофет в послесловии к Житию Сергия так пишет о беседах с Епифанием  Премудрым: «Сиа же азь, смерени таха иеромонахь Пахомие, пришедшу ми вь обытел святого и виде чюдеса, часто бывающа от ракы богоноснаго отца. Паче же уведевь от самого ученика блаженаго, иже многа лета, паче же от самого вьзраста унаго, жившаго сь святиимь, гляголю же Епифаниа» (цитируется по автографу Пахомия – Российская национальная библиотека). К этому же периоду пребывания Епифания Премудрого в Троице-Сергиевом монастыре относится составление им Похвального слова Сергию. По мнению Владимира Андреевича Кучкина, Похвальное слово, в котором говорится о нетленности мощей Сергия, было написано после обретения и переложения его мощей в раку, что произошло 5 июля 1422 г. Б.М. Клосс полагает, что Слово было создано 25 сентября 1412 г. в связи с освящением восстановленного Троицкого храма. Как полагают исследователи, в этот период Епифаний Премудрый был братским духовником, об этом сообщается в одном из вариантов Жития Сергия, написанном Пахомием Логофетом: «Беше и духовник в велицеи лавре всему братству» (исследователи полагают, что данные слова являются позднейшей вставкой, поскольку в авторском варианте этой фразы нет). Епифаний Премудрый был литературно одарён. Свой стиль, сформировавшийся под влиянием последователей тырновской книжной школы, в частности, Григория Цамблака, сочинения которого были известны на Руси уже в первой трети XV в., Епифаний Премудрый определял как «плетение словес». Исследователи отмечают, что для литературной манеры Епифания Премудрого характерны ритмизированность текста за счёт использования однокоренных и созвучных слов, умножение метафор, эпитетов и сравнений, эмоциональность, широкое привлечение библейских образов. Несмотря на орнаментальность стиля, его сочинения богаты фактическим содержанием, изложенным точно и обстоятельно, что делает их ценным историческим источником. Многие исследователи отождествляют Епифания Премудрого с писцом части Троицкого Стихираря (Российская государственная библиотека) Епифаном, который оставил на полях книги несколько записей, в том числе исторического содержания. Кодекс был создан, как полагают исследователи, в 1380 г., или в 1403 г., или в 1413 г. Б.М. Клосс атрибутировал писцу Епифану ещё две рукописи: пергаменный Пролог (ныне разделён на две части – Российская государственная библиотека и Библиотека Академии Наук) и пергаменный сборник Российской государственной библиотеки (исследователь датировал рукописи соответственно 1380–1390 гг. и началом XV в.).

 



 
PR-CY.ru