ЕЛЕЦКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

В таком случае он уже до середины XIX в. мог заменить подаренную монастырю Мезопетой икону, исчезнувшую из обители при неизвестных обстоятельствах. В 1930 г. икону передали в Черниговский исторический музей имени Василия Васильевича Тарновского. В период Великой Отечественной войны она не была эвакуирована, но чудом спаслась во время бомбардировок Чернигова в августе 1941 г.: на пепелище сгоревшего музея её обрела некая женщина и принесла в Троицкий Ильинский монастырь. Там она была сохранена от передачи в военную комендатуру, о чём распорядились нацистские власти в отношении уцелевших музейных экспонатов. После окончания войны икона вновь оказалась в музейном хранении. 1 апреля 1999 г. выдана во временное пользование в Елецкий Успенский монастырь. Икона написана в смешанной технике (размеры 135х76 см), стиль живописи однозначно указывает на то, что она была создана местным украинским мастером в последней трети XVII в. По иконографии относится к особой типологической группе изображений чудесных явлений икон на деревьях, которые появляются в русской иконографии не раньше второй половины XVII в. (Оковецкая-Ржевская, Жировицкая иконы Божьей Матери др.). На ней представлен стоящий на ели и выделенный резной рамкой образ Богоматери с Младенцем (размеры 49х33 см) на фоне пейзажа с изображениями монастырского собора, окружённого крепостной стеной Чернигова, и протекающей за ними Десны. Архимандрит Иоанникий дал описание образа, на котором «изображено дерево еловое или ель с ветками зелёными, между теми ветками зелёными высоко сидящая изображена Матерь Божия, на Своих коленях Дитя Христа сидящего под мышки левой рукой, (а правой) за ноги держит, а Христос в левой руке держит хартию свитую». Несмотря на то, что автором отмечены наиболее типичные черты иконографии, под это описание попадают два разных извода, представленные на иконе из Елецкого монастыря и на гравюре в «Скарбнице...». Они отличаются, главным образом, положением Младенца Христа. Для типа, известного по гравюре, характерно фронтальное изображение сидящего на коленях Богоматери Младенца, Его голова в лёгком повороте вправо, руки разведены в стороны, правая двуперстно благословляет, в левой – хартия в виде полураскрытого листа; Богородица кистью опущенной вниз правой руки касается кончиков пальцев правой ноги Младенца, левой – поддерживает Его под левой рукой. Изображение сидящей на кроне дерева Богородицы окружено сиянием, границ явленного образа не видно, т.е. в этом изводе представлено явление не столько иконы, сколько Самой Богоматери.

 



 
PR-CY.ru