ЕЛЕЦКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 5

Изображение иконы доминирует на фоне реалистического изображения дерева и пейзажа. Однако о существовании чтимого протографа у этого списка свидетельствует воспроизведённый художником вотивный привесок на образе Божьей Матери – золотой наперсный крест на цепи. В России наиболее ранним известным изображением Елецкой Черниговской иконы краткого извода является гравюра Григория Павловича Тепчегорского (1713–1714 гг.), выполненная в серии листов с образами чудотворных Богородичных икон и включённая в качестве иллюстрации в статью об иконе в рукописной книге Симеона Моховикова «Солнце Пресветлое» (Народная библиотека МГУ, 1715–1716 гг.). В соответствии с гравюрой Г.П. Тепчегорского икона представлена на самом раннем из известных икон-сводов Богородичных икон – раме к иконе Богоматери Владимирской из церкви апостолов Петра и Павла на Новой Басманной ул. в Москве, 1722 г., иконописец Иван Дорофеев (частное собрание, Москва). Позднее на иконах-сводах Елецкой Черниговской иконы изображали сравнительно редко, в XIX в. обычно использовался ещё более краткий поясной вариант извода. Отдельные изображения Елецкой Черниговской иконы в русской иконописи встречаются редко и известны только в XIX в. Некоторые соответствуют чудотворному образу (Третьяковская галерея), некоторые – гравюре 1676 г. из «Скарбницы...» (музей истории религий). К гравюре также восходила утраченная чудотворная Елецкая Черниговская икона в Успенском соборе в Харькове. Икона была вложена в собор князем Даниилом Барятинским в 1687 г. на обратном пути из Крымского похода. Предание связывает этот образ с древней легендарной иконой и основывается на одной из версий о её судьбе, согласно которой она была вывезена в Москву в 1579 г., когда Чернигов перешёл под власть польского короля, князьями Барятинскими, потомками Черниговского князя Святослава Ярославича, и хранилась в их доме. Версия об идентичности харьковского образа древнему черниговскому оспаривалась многими дореволюционными авторами. Икона не сохранилась, известна по фотографиям. Иконографически соответствовала гравюре 1676 г. из книги архимандрита Иоанникия, с которой, как полагают исследователи, и была написана. В отличие от черниговской иконы скруглённого верха не имела. Размеры иконы 59х46 см. В 1724 г., как зафиксировано в соборной описи, икона уже имела серебряную ризу, вложенную жителем Курска Финогеном Безходарным. Исследователи не исключают, что со временем произошла замена чтимого харьковского образа его списком. По описаниям начала XX в., икона имела характерный для времени создания (не раньше второй четверти XVIII в.) тёмно-синий небесный фон с розовым горизонтом и её оклад, судя по принципам орнаментики, по мнению исследователей, был выполнен в конце XVIII в.



 
PR-CY.ru