ЕЛЕЦКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ЕЛЕЦКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 5 февраля) – чудотворный образ, первые письменные свидетельства о котором относятся к 1676 г. История Елецкой Черниговской иконы была изложена наместником Елецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в Чернигове архимандритом Иоанникием (Галятовским) в книге «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676 г.). В этом сочинении приведено предание о наличии в монастыре ещё до монгольского нашествия чудотворной иконы Божьей Матери, впоследствии утраченной. Архимандрит Иоанникий, опираясь на местное изустное предание о явлении Антонию Печерскому на еловом дереве иконы и летописные сведения о пребывании преподобного Антония на черниговских землях (Ипатьевская летопись, 1074 г.), представил древнюю историю Елецкой Черниговской иконы в двух вариантах. В одном он, следуя тексту летописи, сообщает о преподобном Антонии, который ископал себе пещеру на Болдиной горе «и ту вселися и есть монастырь Святой Богородицы», и далее от себя добавляет: «Любо тут (в тексте летописи) не придано и не приписано: Елецкой, еднак мается разумети монастырь Богородицы Елецкой» – его и благословил иконой преподобный. В другой – говорит о явлении иконы Антонию и об основании затем на этом месте князем Святославом Ярославичем Черниговским монастыря во имя Богородицы. Поскольку в «Скарбнице...» о дальнейшей судьбе древнего образа сказано туманно, впоследствии возникло несколько версий о времени и об обстоятельствах его исчезновения из Чернигова, которые нашли отражение в литературе XIX в.: в 1237/1238 г. (при нашествии Батыя), в 1579 г. (вывезен в Москву князьями Барятинскими), в 1611 г. (при нашествии на Чернигов войск польского короля Сигизмунда III). Версия о древнем происхождении Елецкой Черниговской иконы, изложенная архимандритом Иоанникием, получила широкое распространение, но с исторической точки зрения исследователям представляется малодостоверной. Первой исторически подтверждаемой Елецкой Черниговской иконой является образ, который, по свидетельству архимандрита Иоанникия, в январе 1676 г. был привезён на Богоявленскую ярмарку в Чернигов из Владимира братьями Никитой и Матфеем Федоровичами Козелами (как полагают исследователи, черниговскими торговцами). Житель Чернигова Константин Константинович Мезопета купил образ и 11 января вложил в Успенский монастырь. В «Скарбнице...» со слов «обывателей московских» сообщается, что иконография Богородицы с Младенцем на еловом дереве имела широкое распространение в московских землях (что не соответствует исторической действительности) и связывалась с утраченной черниговской святыней, якобы перенесённой «з Чернигова до Москвы под час войны». Для выяснения отдельных моментов истории иконы в том же 1676 г. архимандрит Иоанникий направил в Москву посольство, иеромонаха Сильвестра (Хмелевича) и дьякона Геннадия. Там князь Никита Иванович Одоевский, который вёл свой род от князя Святослава Ярославича, рассказал им предание, дошедшее «от дедов и прадедов», указав на родовую древность иконы.

 



 
PR-CY.ru