ЕВПРАКСИЯ

ЕВПРАКСИЯ, в миру Евфросиния (ум. раньше 1243 г.) – псковская княгиня, супруга (как полагают исследователи, вторая) псковского князя Ярослава Владимировича, преподобномученица (память в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых). Наиболее раннее сообщение о супруге князя Ярослава Владимировича содержится в Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов в статье, посвящённой мартовскому 6751 (1243) г.: 18 мая «явися знаменье в Пльскове у святого Иоана в манастыри от иконы святого Спаса над гробомь княгыниномь Ярославлее Володимирича, юже уби свои пасынок в Медвежи Голове: иде мюро от иконы по 12 днии, наиде 4 вощаници яко в стькляницю; и привезоша в Новъгород две на благословение, а в Пльскове оставиша две собе». В летописном сообщении супруга князя Ярослава не названа по имени, не говорится, что она была инокиней. Между тем Евпраксия впоследствии почиталась как основательница и настоятельница монастыря в честь Рождества Иоанна Предтечи в Завеличье, где произошло чудо мироточения от иконы над её гробницей. Однако, как показало исследование сохранившегося монастырского собора, он был построен в начале 1140 гг. В агиографической литературе XIX – начала XX вв. Евпраксию называли тёткой князя Довмонта (Тимофея) и дочерью Полоцкого князя Рогволода Борисовича, что исследователи считают неверным. В «Повести о Довмонте» рассказывается, что Псковский князь «отечьство свое повоева, и княгиню Ерденевую полони, тётку свою Евпраксию, и дети ея». Однако вокняжение Довмонта в Пскове имело место в 1266 г., гораздо позже кончины Евпраксии. Как полагают исследователи, местному преданию, связывавшему Евпраксию родственными узами с князем Довмонтом, святая обязана своим «именем» – Евпраксия, которое встречается с XVII в., но древнерусским источникам неизвестно. Мнение о Полоцком княжеском происхождении «инокини Евпраксии» восходит, как полагают исследователи, к «Хронике» польского историка Матея Стрыйковского, генеалогические изыскания которого оспорил Николай Михайлович Карамзин. Оно считается также неверным, поскольку последнее сообщение о князе Рогволоде Борисовиче относится к 1171 г., и даже если Евпраксия родилась несколько позже этой даты, вряд ли она могла стать женой князя Ярослава, родившегося в начале XIII в. В псковских синодиках содержится поминание «великой княгини Ефросинии иноки», но в ней исследователи видят жену Владимирского и Новгородского князя Ярослава Всеволодовича, которая в 1244 г. приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и вскоре скончалась в новгородском Юрьевом монастыре (в Степенной книге жена Ярослава Всеволодовича княгиня Феодосия, в иночестве Евфросиния, названа святой). Как полагают исследователи, в Пскове две княгини были отождествлены. Этим они объясняют появление второго имени у Евпраксии, также неизвестного древнерусским источникам, – Евфросиния (впоследствии оно стало считаться её мирским именем). Летопись сообщает о том, что супруга князя Ярослава Владимировича была убита пасынком в Медвежьей Голове.

 



 
PR-CY.ru