ЕВПРАКСИЯ - Страница 4

Когда точно были приписаны к чудотворному образу Спасителя избранные святые, исследователям неизвестно, по их мнению, в период работ над убранством храма в 1723 г. Историк церкви Михаил Владимирович Толстой заметил, что «молящиеся княгини изображены также древним письмом», но на «двух приделанных досках». На северной стене храма в 1874 г. находилась небольшая икона (81/2х63/4 вершков) – «пядница» с изображением Евпраксии в молении между Иоанном Предтечей и апостолом Андреем Первозванным. Необычная иконография иконы (над Евпраксией «отроча Иисус на дискосе, а выше – Господь Саваоф и Святой Дух») не нашла подтверждения у других авторов. В 1913 г. образ указан «на гробнице преподобной» и без каких-либо подробностей в описании (дважды кратко упомянута икона у М.В. Толстого). В настоящее время эта икона находится в собрании музее имени А.С. Пушкина (размер 37х30 см; изображение скрыто под записью); в музейных документах образ датируется XVII в. Евпраксия показана вполоборота вправо, коленопреклонённой, смотрящей вверх, между Иоанном Предтечей и апостолом Андреем Первозванным, держащими над ней дискос с Младенцем Христом и свиток, вверху в облаках Господь Саваоф и Святой Дух в виде голубя. Евпраксия облачена в монашеское одеяние (розовая ряса, коричневая мантия, синий параман), на голове куколь, руки раскрыты ладонями перед грудью, в левой – светлые чётки. Икона могла быть написана не раньше XVIII в., когда в соборе был устроен придел апостола Андрея Первозванного, и его образ начал вводиться в иконографические программы. Изображение Евпраксии встречается в середине XIX в. в стенописи масляными красками над монастырскими св. воротами в составе святых (апостола Андрея, евангелиста Матфея и преподобной Марфы), предстоящих композиции Рождества Иоанна Предтечи; в начале XX в. в ряду святых на изображении (не уточняется – иконописном или стенном) под Смоленской иконой Божьей Матери «по левую сторону царских врат» (наряду с князьями Довмонтом и Всеволодом, Александром Невским, Параскевой, княгиней Марией и княгиней Ольгой). Образ Евпраксии вводился в сюжеты с изображением русских князей, например, на иконе «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского» 1860 гг. (собор во имя князя Владимира в Санкт-Петербурге) – под 4 мая, в княжеском одеянии, вместе с Евфросинией Полоцкой. В составе Соборов русских святых образ Евпраксии в княжеских одеждах включён в группу подвижников XIII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере конца 1860–1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.), а также в аналогичную по составу стенопись «Шествие Русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского монастыря.

 



 
PR-CY.ru