Словарь по христианству Е ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК и ВАСИЛИСК

ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК и ВАСИЛИСК

ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК и ВАСИЛИСК (ум. в начале IV в.) – мученики Амасийские (память 3 марта, 22 мая), пострадавшие в правление императора Максимиана. Сведения о святых сохранились в двух группах греческих агиографических сочинений: в Мученичестве Евтропия и Клеоника и в различных версиях Мученичества Василиска, которое является продолжением первого (Василиск был осуждён и предан смерти почти через два месяца после казни Евтропия и Клеоника); также существует латинская версия Мученичества Василиска. Согласно Мученичеству братьев Евтропия и Клеоника, они были сослуживцами и родственниками, а Василиск – племянником Феодора Тирона (память 17 февраля). Схваченные вместе с Василиском, они пребывали в темнице в города Амасия (ныне Амасья, Турция). В это время туда прибыл новый правитель Асклипиодот, который вызвал на допрос Евтропия, Клеоника и Василиска. После отказа Евтропия принести жертвы идолам палачи принялись избивать мучеников воловьими жилами. Во время пытки Евтропию, Клеонику и Василиску явился Спаситель с ангелами и Феодором Тироном, они утешали их и обещали защиту. Воины и стоящие поблизости люди также видели Спасителя и в страхе просили Асклипиодота прекратить пытки. Тогда правитель велел увести мучеников в темницу и, решив поговорить с Евтропием наедине (в синаксарном сказании – с Клеоником), пригласил его к себе на обед. Обещая богатства и почести, Асклипиодот предложил Евтропию публично принести жертвы языческим богам, а в душе оставаться христианином. Евтропий не согласился, и его отправили в темницу. На следующий день узников привели в языческий храм для поклонения идолам. По молитве Евтропия, Клеоника и Василиска случилось землетрясение, и статуя Артемиды рухнула. Тогда мучеников подвергли новым пыткам: привязав к деревянным кольям, вбитым в землю, их поливали кипящей смолой, которая стекала по спинам мучеников, как вода, и обжигала палачей. Затем тела Евтропия, Клеоника и Василиска строгали железными когтями, а раны поливали горчицей и раствором уксуса с солью. Наконец, Асклипиодот повелел распять Евтропия и Клеоника, а Василиска оставить в тюрьме, чтобы не исполнилось их желание пострадать вместе за Христа. После казни Евтропия и Клеоника благочестивые жители города, несмотря на запрет наместника, похоронили останки мучеников за городской стеной. Мученичество Василиска начинается с сообщения о смерти Асклипиодота и назначении в Амасию нового правителя Агриппы. Пока Агриппа ещё не прибыл в город, преследования христиан ненадолго прекратились, и Василиск был отпущен на несколько дней попрощаться с родственниками. В сопровождении стражников он пришёл в родную деревню Хумиалы, простился с семьёй и близкими и наставил их в христианской вере. Когда Агриппа узнал, что Василиск отпущен, он разгневался и приказал воинам доставить мученика в цепях и медных сапогах с острыми гвоздями внутри в город Команы. По пути, в селение Даки, женщина, по имени Троиана, пригласила воинов, сопровождавших Василиска, в дом отдохнуть и поесть. Они приняли её предложение, а Василиска привязали к сухому дереву. По молитве святого сапоги с гвоздями распались, оковы ослабли, а дерево зазеленело, и из того места, куда капала кровь с его ног, забил источник. Видевшие это женщина и воины уверовали во Христа.

 



 
PR-CY.ru