ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК и ВАСИЛИСК - Страница 3

Начиная с издания 1682 г., в русских Типиконах под 3 марта появляется указание: «Аллилуия или тропарь» (по мнению исследователей, это произошло под влиянием греческого Типикона). Последование Евтропия, Клеоника и Василиска, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает следующие элементы: в русских Минеях – канон авторства Иосифа, первого гласа, с акростихом (в славянской Минее имя Иосифа отделено от акростиха), ирмос; цикл стихир-подобнов; седален. В греческой Минее помещены общий отпустительный тропарь четвёртого гласа; канон авторства Феофана, четвёртого гласа, с акростихом «Трёх подвижников единомудренных воспеваю страдания», ирмос «Божественного светолития сияниями». По рукописям известны и другие песнопения в честь Евтропия, Клеоника и Василиска, отсутствующие в современных изданиях богослужебных книг: канон третьего гласа, без акростиха, ирмос «Воспеваем Господу, прославившему днесь светоносную память страстотерпцев», канон имеет вторую песнь (этот же канон указан в рукописной славянской Минее Исторического музея, конец XIV – начало XV вв.); канон авторства Георгия, четвёртого гласа, с акростихом «Победотворец Христос да воспоётся желанно», ирмос (начало: «Всё то, что с нами, яко милосердный»); седален. В славянской мартовской Минее (Российская государственная библиотека) конца XVI в., выделяющейся среди сходных рукописей наличием множества дополнительных песнопений, 3 марта помещены два самогласна на «Господи, воззвах» и на стиховне утрени, другой седален, светилен. Память Василиска также празднуется отдельно от Евтропия и Клеоника 22 мая. Типикон Великой церкви IX–XI вв. упоминает Василиска под 22 мая без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память Василиска не отмечена, но в рукописных славянских Минеях студийской традиции приводится последование Василиску, содержащее минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален). В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. под 22 мая перечисляются посвящённые Василиску канон авторства Иосифа, четвёртого плагального (т.е. восьмого) гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. под 22 мая упоминается только имя Василиска без богослужебных указаний. Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава, в день памяти Василиска совершается служба с «Аллилуия». Первопечатный греческий (Венеция, 1545 г.) и русский (М., 1610 г.) Типиконы также назначают Василиску аллилуйную службу. В современном русском Типиконе в день памяти Василиска присутствует указание: «Аллилуия или тропарь», предполагающее возможность выбора между службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь» и тропарём Василиску (указан общий тропарь мученику), хотя современный греческий Типикон, а также современные греческие и русские Минеи не содержат такого указания. Последование Евтропия по современным греческим и русским Минеям включает кондак восьмого гласа (только в славянских); канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа (указан уже в Евергетидском Типиконе), с акростихом, ирмос; цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям известен другой канон Василиску, составленный гимнографом Георгием, третьего гласа, без акростиха, ирмос.

 



 
PR-CY.ru