ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК и ВАСИЛИСК - Страница 4

Евтропий, Клеоник и Василиск изображаются в соответствии с чином святости как мученики: в хитонах и гиматиях или в воинских одеждах (иногда с таблионом – знаком воинского отличия), в правой руке крест. Евтропий обычно молодой, с тёмными волосами и короткой бородой, Клеоник и Василиск юные, темноволосые, без бороды или с едва проступающей бородой. Одно из ранних изображений Евтропия, Клеоника и Василиска представлено в Минологии второй четверти XI в. (Исторический музей), происходящем из Константинополя; в этой же рукописи помещено отдельное изображение Евтропия. Образы трёх мучеников встречаются в минейных циклах в росписи ряда храмов: Успения монастыря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343 гг.); Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (около 1320 г.); Вознесения в Дечанах, Сербия (1348–1350 гг.); св. Апостолов (Святого Спаса) Печской епархии, Косово и Метохия (1561 г.), – везде в мучении; Евтропий и Василиск в церкви святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.), – в рост. Изображение Евтропия и Василиска присутствует, например, на годовой минее начала XIX в. (Ульяновский краеведческий музей), Евтропий, Клеоника и Василиск – на мартовской минее начала XIX в. (частное собрание). Евтропий и Василиск единолично дважды встречаются в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, XV в.) – оглавно в медальоне в цикле «Чины святых» (Евтропий вверху слева, Василиск – на том же листе третий слева) и в минейной части – в рост. Единоличное изображение Василиска сохранилось в настенных минологиях: на мозаике церкви великомученика Георгия (Ротонда) в Фессалонике, V в. (под апрелем), в росписи наоса кафоликона Осиос Лукас, Греция (XIX в.), нартекса церкви Сорока мучеников в Велико-Тырнове, Болгария (1230 г.), наоса (южная сторона северного нефа) церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318 гг.), – сцена усекновения мечом, а также на минейных иконах (например, минея на май, XVI в., Вологодский музей). В греческом иконописном подлиннике, в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.), в разделе «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года», под 3 марта объясняется, что Евтропия надо писать «кудрявым, с короткой бородою», Клеоника – молодым, «с едва опушившейся бородою». О Василиске сказано под 23 мая: «Юный, был усечён мечом»; он упомянут и в разделе «Святые мученики». Русские варианты описания иконописных подлинников более пространны. Так, в толковой части (Последование церковного пения и собрание вселетнаго) подлинника сводной редакции (собрание Сергея Тихоновича Большакова, XVIII в.) под 3 марта говорится, что Евтропий «подобием рус, аки Моисей Боговидец, риза вохра с белилом, испод лазорь, в правой руке крест, а в левой меч в ножнах». Клеоника здесь указано писать седым, «борода Богословля, риза празелень, испод вохра», однако уточняется, что «в киевских листах напечатан Клеоник млад, аки Георгий, а Василиск аки Козма с брадою». О Василиске сообщено: «Млад аки Димитрий Селунский, риза бакан, испод лазорь, препоясан ширинкою, с левого плеча спустил под правой локоть, в правой руке крест». В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910 г.), составленном Виктором Доримедонтовичем Фартусовым, рекомендовано, чтобы одеяние святых соответствовало византийской традиции изображения воинов (латы, короткая туника, плащ), к описанию облачения Василиска добавлено упоминание о «медных сапогах»; допускается изображение святых с хартией в руке.



 
PR-CY.ru