ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК и ВАСИЛИСК - Страница 2

Много других чудес сотворил Василиск по дороге в Команы: исцелил расслабленного и прокажённого, изгнал нечистых духов и обратил ко Христу жителей деревень, через которые они проходили. Даже стадо волов пало ниц перед Василиском. В Команах Василиск был отведён в языческий храм Аполлона, где находился Агриппа. Во время допроса правитель потребовал, чтобы Василиск принёс жертвы богам. Тот сделал вид, что согласился, но вместо этого воззвал к Господу, и началось землетрясение: статуя Аполлона рухнула, а сошедший с неба огонь сжёг храм до основания. После этого Агриппа решил, что Василиск – колдун, и приказал отрубить ему голову, а тело бросить в реку. После казни Василиска благочестивые жители Коман выкупили у палачей останки мученика и тайно похоронили его. Позже над захоронением Василиска был возведён храм. Одна из версий Мученичества Василиска была записана мучеником Евсигнием (память 5 августа), очевидцем его страданий, который сопровождал Василиска в Команы и подробно описал все чудеса, сотворённые им. Праздник в честь Василиска совершался в его мартирии недалеко от Стровилия. В «Церковной истории» Созомена, Феодорита Кирского и в Житии Иоанна Златоуста, написанном Александрийским патриархом Георгием I, упоминается некий мученик Василиск. В то же время в «Диалоге Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, о Житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» рассказывается о некоем Василиске, епископе Коман и «местном мученике», пострадавшем в Никомидии вместе с Лукианом (ум. в 312 г.), пресвитером из Вифинии Антиохийской (память 15 октября). Василиск явился во сне Иоанну, когда тот вместе с сопровождавшим его пресвитером остановился на ночлег в мартирии за городской стеной города Команы, и сообщил, что завтра Иоанн предстанет пред Господом, а пресвитеру приказал подготовить место для погребения. После кончины Иоанн был похоронен в мартирии вместе с Василиском. Большинство исследователей видят ошибку в сообщении Палладия относительно епископства Василиска и не отождествляют его с Василиском, пострадавшим с Евтропием и Клеоником. Помимо общего дня празднования трём мучеников 3 марта память Василиска отмечается 22 мая. Память Евтропия, Клеоника и Василиска отмечается в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. без богослужебного последования. В древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава – Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. – память Евтропия, Клеоника и Василиска отсутствует. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. кратко перечисляются основные элементы последования Евтропия, Клеоника и Василиска: канон авторства Иосифа, четвёртого гласа, цикл стихир, седален. Согласно Мессианскому Типикону 1131 г., в день памяти Евтропия, Клеоника и Василиска совершается служба с «Аллилуия». Ранние редакции Иерусалимского устава под 3 марта упоминают Евтропия, Клеоника и Василиска без богослужебных указаний. В первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1545 г.) в день памяти Евтропия содержится указание: «Аллилуия или тропарь», обозначающее возможность выбора между постовой службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь»; указан общий тропарь мученикам. Согласно первопечатному русскому Типикону 1610 г., 3 марта совершается служба с «Аллилуия»; последование Евтропия, Клеоника и Василиска включает канон первого гласа, цикл стихир, седален.

 



 
PR-CY.ru