ЕВФРОСИН, Ефрем Семёнович - Страница 5

В рукописи XVIII в., принадлежавшей Георгию Дмитриевичу Филимонову, святой упоминается как «священноначальник обители Троицы Иоанна Богослова Синозерскаго», что связывает особенности его иконографии с посвящением одного из храмов Синозерской пустыни апостолу Иоанну. Единоличные изображения Евфросина встречаются очень редко. Очевидно, по заказу пустыни, а затем синозерской церкви писались иконы с фигурой святого на фоне обители – извод, получивший большое распространение в иконографии основателей монастырей в XVIII–XIX вв. Так, на большой пяднице конца XVIII в. Евфросин представлен в левой части композиции на фоне лесного пейзажа с озером и церковью с отдельно стоящей колокольней, в молении Святой Троице в облаках, облачён в монашеское одеяние, на голове куколь, на правой руке чётки, борода средней величины и волосы с проседью. В лучах света, падающего от образа Святой Троицы, написаны слова молитвы, исходящие из уст святого. Подобное изображение Евфросина воспроизведено в посвящённых ему изданиях с указанием, что это копия с «древнейшей», XVII в. иконы святого. На верхней доске раки имелся ростовой образ Евфросина на холсте, выполненный в 1835 г., «по сторонам надгробия – древние изображения преподобнаго, представляющие труды его и мученическую кончину». Иконы Евфросина находятся преимущественно в храмах Вологодской епархии, в частности, в церкви Казанской иконы Божьей Матери в Устюжне, где почивают мощи Евфросина. Рака 1799 г. (передана из Устюженского краеведческого музея) украшена клеймами с изображением смерти преподобномученика. Существовали иллюстрации к посмертным чудесам Евфросина, например, к рассказу об исцелении дьячка И. Силина в 1823 г. Известны изображения Евфросина в композиции «Собор Новгородских святых» расширенного состава: «старинном» образе Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии, Премудрости Божьей, который хранился «в ризнице Черниговской кафедры», в четвёртом ряду; на иконе священника Георгия Алексеева 1728 г. (Третьяковская галерея); на прориси с иконы XVIII в. в третьем ряду третьим слева, за Антонием Сийским, с вьющимися волосами и небольшой округлой бородой, на нимбе надпись: «Ефросинъ» (по мнению Глеба Валентиновича Маркелова, это Евфросин Псковский, хотя его изображения в Соборах Новгородских чудотворцев не встречаются); на большой пяднице конца XIX – начала XX вв. из церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде (в левой части, с бородой средней величины, в куколе, со свитком в левой руке); на образе 1960 гг. из местного ряда главного иконостаса этого храма и на его списке аналойного размера конца XX – начала XXI вв. из собора Святой Софии в Великом Новгороде. Образ Евфросина помещён в композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», которая, очевидно, была разработана на Валааме или в санкт-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского монастыря.

 



 
PR-CY.ru