ЕВФРОСИН, Ефрем Семёнович - Страница 4

Предметом почитания паломников в XIX в. было хранившееся в Троицко-Благовещенской церкви схимническое облачение святого, в котором он, по преданию, принял мученическую кончину (в литературе конца XIX – начала XX вв. высказывалось предположение, что Евфросин был пострижен в схиму Гурием Шалочским). В середине XIX в. в иконостасе Троицкой церкви, слева от царских врат, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы, который, по преданию, Евфросин установил в Благовещенской церкви (анонимное сочинение «Поездка в упразднённую Синозерскую пустынь, ныне Синозерский погост» – Российская национальная библиотека). Имя Евфросина было включено в опубликованный Синодом в 1904 г. «Верный месяцеслов всех русских святых», после чего в синозерской Троицкой церкви начали служить молебны с пением тропаря Евфросину и чтением молитвы святому. Ходатайство окружного съезда духовенства в начале XX в., поддержанное викарием Новгородской епископии епископом Феодосием (Феодосиевым), о восстановлении почитания Евфросина не было поддержано Синодом. Повторное ходатайство имело место в 1911 г. В результате по решению Синода от 29 июня 1912 г. Евфросин был канонизирован к общероссийскому почитанию. На торжества, которые прошли под председательством архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого), съехались около 30 тыс. паломников, поздравительную телеграмму прислал император Николай II Александрович. В начале XX в. в Новгородской епархии действовало братство во имя Евфросина. Несмотря на то что все храмы и колокольня обители в XX в. сгорели (церковь апостола Иоанна Богослова – в 1944 г., Троицко-Благовещенская церковь – в 1960 г.), паломничество в бывшую пустынь не прекращалось и продолжается в настоящее время, у св. колодца неоднократно совершались и совершаются исцеления по молитвам к Евфросину. В Краеведческом музее муниципального Центра истории и культуры Чагодощенского района (открыт в 1994 г.) ведётся запись о чудотворениях Евфросина в XX–XXI вв. Имя преподобномученика было включено в Собор Новгородских святых, празднование которому восстановлено в 1981 г. (известно с 1831 г.), в Собор Карельских святых, новое празднование которому 21 мая установлено по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 10 марта 2004 г. Михаил Юрьевич Хрусталёв, много потрудившийся для организации возвращения церкви мощей Евфросина, написал акафист святому. 14 октября 2001 г. на месте Старой пустыни поставлена посвящённая Евфросину часовня. По описанию Жития Евфросина, он был «естеством плоти средняго возраста, рама же и перси имеяше велики, брада ему бысть раздвоение имуща, от неяже имеяше две плесницы, власы русы, сединами украшенны». В иконописных подлинниках XVIII–XIX вв. под 26 и 28 января облик Евфросина (форма бороды) уподобляется, как правило, апостолу Иоанну Богослову: «Сед, брада Богослова». Встречаются и другие варианты: «Рус, брада подоле Козмины, в схиме, ризы преподобническия».

 



 
PR-CY.ru