Словарь по христианству Е ЕВФРОСИН, Ефрем Семёнович

ЕВФРОСИН, Ефрем Семёнович

ЕВФРОСИН, Ефрем Семёнович (ум. в 1612 г.) – Синозерский, основатель Синозерской Благовещенской (Троицкой) пустыни на берегу Синичьего озера, близ Устюжны Железнопольской, преподобномученик (память 20 марта, 21 мая – в Соборе Карельских святых, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых). Основным источником сведений о Ефросине является его Житие, написанное в 1650 г. иноком Синозерской пустыни (пострижеником Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря) Ионой Филипповым Суровцыным. Текст был создан по благословению второго настоятеля Синозерского монастыря Моисея со слов крестьянина села Долоцкого Емелиана Сумина, отец которого Иван Сумин был свидетелем мученической кончины Ефросина. Во второй половине XVII – начале XIX вв. рукопись Жития хранилась в пустыни, копировалась. Один из списков конца XVIII – начала XIX в., содержавший сведения о трёх чудотворениях Ефросина, был опубликован в 1901 г. В 1778–1779 гг. с рукописи Жития, предположительно относившейся к XVII в., был сделан список, долгое время находившийся в Троицко-Благовещенской церкви упразднённой Синозерской пустыни. В 1936 г. он поступил в Череповецкий краеведческий музей, текст по данной рукописи опубликован в 1999 г. Известны и другие списки Жития Ефросина. Священник Григорий Яковцевский вместе с публикацией Жития Ефросина в 1901 г. издал записи о 27 чудесах, совершившихся по молитвам к святому в конце XVIII – середине XIX вв. (до 1862 г.), позднее были опубликованы сведения ещё об 11 чудотворениях, совершившихся в 1862–1912 гг. (чудотворения преимущественно связаны с исцелениями от различных болезней). В Синозерской пустыни до середины XIX в. хранился синодик XVII в., начатый иеромонахом Ионой (как полагают исследователи, автором Жития Ефросина), в котором перечислены строители обители, начиная с Ефросина. Святой родился в селении на северо-западном берегу Ладожского озера, в «Корельском крае». Житие сообщает, что Ефрем «бысть спожитель» (возможно, послушник) Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В 1578 г. обитель была захвачена и разграблена шведами. Исследователи полагают, что с этим связано отмеченное в Житии пребывание Ефрема в селе Долоцком, вотчине Н.Ф. (Бориса Фёдоровича?) Годунова, находившейся в 30 верстах от Устюжны, где он стал чтецом в церкви во имя великомученика Георгия. Затем Ефрем, «вся в дому своём добре устроив», ушёл в тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, где принял монашеский постриг с именем Евфросин. Тяготясь многолюдством обители, Евфросин испросил благословение настоятеля на отшельническую жизнь и поселился в лесу у Гвозденского ручья, в 3 км от реки Чагодощи. Впоследствии это место получило название Старая пустынь или Пустынька. Здесь святой поставил крест, выкопал пещеру, колодец и пруд (позднее называвшийся «Вещей лужей» в память о совершавшихся здесь исцелениях по молитвам к Евфросину). В течение двух лет святой, не имея хлеба, питался только мхом и грибами. Со временем в Старой пустыни собралось много насельников, и Евфросин был вынужден основать монастырь на восточном берегу Синичьего озера, неподалёку от Старой пустыни.

 



 
PR-CY.ru