ЕВФРОСИН, Елеазар - Страница 8

Исследователи отмечали связь полемики о пении аллилуия с борьбой против ереси жидовствующих, отрицавших троичность Бога. По мнению исследователей, неслучайным является тот факт, что главный противник жидовствующих Новгородский архиепископ Геннадий (Гонзов) интересовался полемикой о пении аллилуия. В 1486 или 1488/1489 г. на вопросы святителя о троении аллилуия, 31-м псалме и летосчислении ответил в послании боярин грек Дмитрий Мануйлович Траханиот, осторожно написавший, что в греческих богослужебных книгах встречается славословие как с двоением, так и с троением аллилуия, и отказавшийся отдать предпочтение какой-либо практике (Н.И. Серебрянский считал, что «Повесть о сугубой аллилуии» могла быть составлена в ответ на послание Д.М. Траханиота). Об актуальности споров об аллилуия в начале XVI в. свидетельствует сочинение Максима Грека «Словцо смеющим трижды глаголати аллилуя чрез преданиа церковнаго, а четвёртое “слава Тебе, Боже”», в котором учёный монах отдаёт решительное предпочтение двоению аллилуия, называя его «древним преданием», троение же осуждает как католическую богослужебную практику. Местное почитание Евфросина началось сразу после его кончины. Через некоторое время на гробнице святого по повелению Новгородского архиепископа Геннадия был поставлен образ, написанный при жизни Евфросина его учеником Игнатием, и положено завещание святого. Канонизация Евфросина совершилась, как полагают исследователи, на Соборе 1549 г. Собор 1551 г. постановил праздновать память Евфросина, «как и прочим святым преподобным отцем». Утверждая славословие с двоением аллилуия, Собор ссылался на Житие Евфросина. Имя Евфросина внесено под 15 мая в «Палинодию» архимандрита Захарии (Копыстенского), под 15 мая и 30 августа – в Месяцеслов Симона (Азарьина) и в святцы Коряжемского монастыря 1621 г.; включено в «Описание о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII–XIX вв.). В Уставе московского Успенского собора (около 1634 г.) говорится, что «в 17 день (мая) Евфросину Псковскому благовест в лебедь, трезвон средней». В «Похвальном слове русским преподобным» 1640 гг. соловецкого книжника Сергия (Шелонина) содержится пространная похвала Евфросину, который прославляется как «непоколебимый столп и необоримое забрало благочестия»; восхваляются «о благочестии тоговы труды... яко в старости мастите исправления ради благочестия догматов ли не пути шествия не обленися до Царствующего града и обрете, яко бесценный бисер, еретики посрами, и скверная их уста загради, и студныя их языки, яко огнём, попали». Во второй половине XVII в. отношение к Евфросину со стороны церковных властей изменилось в связи с реформой богослужения, в ходе которой, в частности, было введено единообразное пение славословия с троением аллилуия (пение с двоением аллилуия, сохранившееся у старообрядцев, преследовалось властями). При патриархе Иоакиме служба Евфросину была исключена при издании Устава в 1682 г. (исследователи считают, что таким образом Евфросин из общепочитаемых святых был переведён в разряд местночтимых; в издании Устава 1641 г. служба помещена).

 



 
PR-CY.ru