Словарь по христианству Е ЕВФИМИЙ II Вяжищкий - Страница 11

ЕВФИМИЙ II Вяжищкий - Страница 11

Александр Сергеевич Преображенский отметил стилистическое родство иконы с другой пядницей, повторяющей извод чтимой софийской иконы «Предста Царица…» – подарка Новгородского архиепископа Леонида (1571–1575 гг.) царевичу Ивану Ивановичу и его жене Евдокии Сабуровой, что свидетельствует о создании иконы с образом Евфимия II в новгородской мастерской и, как полагают исследователи, о том, что икона также принадлежала Евдокии Сабуровой, постриженной в Покровском монастыре с именем Александра. На принадлежность иконы с образом Евфимия II к личным «молениям» кого-то из женщин правящей семьи, по мнению исследователя, указывает и текст монастырской описи 1597 г., согласно которому образ сходного описания располагался вблизи погребения великой княжны Александры, дочери Ивана III. Из той же описи исследователям известно, что в монастыре была ещё одна икона с образом Евфимия II. Примечателен сам факт появления фигуры молящегося Евфимия II на копиях-пядницах чтимых софийских икон, для которых более характерны изображения святителей, погребённых в Софии, – епископов Никиты и Иоанна, почитавшихся заступниками и покровителями кафедры и её собора. Памятники, созданные после канонизации Евфимия II за пределами Новгородской епархии, свидетельствуют о неустойчивости его иконографии или слабой осведомлённости мастеров. На иконе-таблетке второй половины XVI в. (Владимиро-Суздальский музей) из комплекта, как полагают исследователи, предназначавшегося для суздальского кафедрального собора в честь Рождества Богородицы, изображению Святой Троицы Ветхозаветной соответствуют на обороте образы Новгородских святителей Никиты, Иоанна и Евфимия II. В отличие от древнейших изображений Ростовских и Московских святителей Евфимий II представлен без белого клобука. Исследователи полагают, что он изображён так по аналогии с расположенными рядом фигурами святителей Никиты и Иоанна (тоже без клобуков), уподобляется своим предшественникам на Новгородской кафедре. Исследователи не исключают и то, что иконописец просто не располагал сведениями об иконографии Евфимия II. Святой облачён в полиставрион с красными и чёрными крестами, образующими квадратные конфигурации, в омофор, в шитую золотом, камнями и жемчугом епитрахиль с красными кистями, в красный подризник. Лик Евфимия II сходен по очертаниям с обликом стоящего рядом святителя Иоанна, за исключением бороды, сужающейся к концу, почти без раздвоения. Таким же образом, без головного убора, Евфимий II изображён на иконе «Сретение Господне, с избранными святыми» XVI в. (Русский музей). Значительный ряд сюжетов с участием Евфимия II есть в Голицынском томе Лицевого летописного свода 1670 гг., где преимущественно отражена строительная деятельность святителя. В частности, здесь показаны закладка и разрушение каменной церкви Иоанна Златоуста «на воротех» в Великом Новгороде, вторичное возведение этой церкви, закладка каменной церкви Николая Чудотворца на Вежищах, закладка Евфимием II церкви святителю Петра «у себя во дворе», благословение крестом посадников на вече, посещение Великого Новгорода митрополитом Исидором Греком, обновление церкви Святой Софии и постройка каменной колокольни «на городе на старом месте», обретение мощей Иоанна Новгородского, распоряжение Евфимия II позолотить гроб и установить празднования князю Владимиру Ярославичу и его матери, возведение церкви великомученицы Анастасии, встреча в Великом Новгороде святителем великого князя Василия II Васильевича, поставление Евфимием II церкви Спаса Преображения в Русе и др.

 



 
PR-CY.ru